Решено все ответы и задания для 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса олимпиада по русскому языку школьный этап 2024 всероссийской олимпиады школьников Москвы дата проведения 20, 21, 22 сентября 2024, далее будет муниципальный этап ВСОШ.
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
Удалец-молодец наш приезжает в свою землю, видит, братья его, бродяги, в поле спят. Он пустил своего коня, не стал их будить, сам лёг около и уснул. Братья проснулись, увидали, что брат их воротился в свою землю, легонько вынули у него сонного из пазухи молодильное яблоко, а его взяли да и бросили в пропасть. Он летел туда три дня, упал в подземельное тёмное царство, где люди всё делают с огнём. Вот он куда ни пойдёт — все люди такие кручинные [печальные] и плачут. Он спрашивает об их кручине. Ему сказали, что у царя их одна и есть дочь — прекрасная царевна Полюша, и её-то поведут завтра к змею на съедение; в этом царстве каждый месяц дают семиглавому змею по девице, так уж и ведётся очередь девицам — уж такой у них закон! Ныне наступила очередь до царской дочери.
[Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде]
В этимологическом словаре русского языка М. Фасмера даётся описание одного слова, которое исторически связано с древнеиндийским mr̥dúṣ — «мягкий, нежный, кроткий», древнеирландским mеldасh — «мягкий, нежный, приятный», древнепрусским moldai — «мальчик». В тексте родственными этому слову являются
кручинные и легонько
молодильное и подземельное
подземельное и кручинные
молодец и молодильное
молодец и удалец
→ Посмотреть ответ
2. В одном из выбранных вами в предыдущем задании слов есть суффикс. Этот суффикс такой же, как и в слове, значение которого
o тот, кто играет на гитаре (сущ.)
o обладающий талантом (прилаг.)
глупый человек (сущ.)
o уменьшительное к слову мягкий (прилаг.)
→ Посмотреть ответ
3. Паронимы – это слова одной части речи, имеющие сходство в звучании (в связи с общим корнем или основой), но различные по значению. Даны четыре пары прилагательных‑паронимов и имена существительные, с которыми эти прилагательные сочетаются чаще всего. Существительные приводятся в начальной форме.
Пары прилагательных:
искусный – искусственный;
вечный – вековой;
болотистый – болотный;
старинный – старый.
Соотнесите имена прилагательные и сочетающиеся с ними имена существительные.
Пара 1
Память, мерзлота, покой –
Дуб, устой, традиция –
Пара 2
Кулик, кочка, тина –
Низина, местность, почва –
Пара 3
Полководец, мастер, манёвр –
Интеллект, дыхание, мех –
Пара 4
Друг, лес, привычка –
Мебель, вальс, монета –
→ Посмотреть ответ
4.Однажды Елисей изучал карту и заметил на ней интересное название деревни (топоним).
Вначале понимание этого топонима вызвало у школьника затруднение, но после внимательного рассмотрения изображения он догадался о его значении.
Напишите, какие два слова (имя числительное и имя существительное) легли в основу названия этого населённого пункта.
Елисей подумал, что интересное явление в составе звуков и букв топонима не является уникальным. Например, по одной из версий, такое же явление можно наблюдать в фамилии известного русского поэта. Картинка поможет вам определить фамилию поэта.
Запишите только фамилию поэта.
5. Ознакомьтесь со списком устойчивых выражений.
Сперва аз да буки, а там и науки.
Стоять фертом.
Иже да како не соврут никако.
Смотреть глаголем.
Что ни бай, а писать веди надо.
Какие слова, встретившиеся в этих выражениях, являются названиями букв кириллицы?
Аз
Буки
Там
Ферт
Иже
Да
Како
Никако
Глаголь
Бай
Веду
Надо
→ Посмотреть ответ
6. Выберите изображение, которым можно проиллюстрировать выражение «стоять фертом».
7.Прочитайте текст. В нём также встречается название буквы кириллицы.
Дед говорил просто:
– Ничего. Ести можно.
Я пока ещё не имел права изображать из себя хозяина и просто показывал большой палец, мол, капуста на ять.
[Виктор Астафьев. Последний поклон (1968–1991)]
Выберите вариант ответа, в котором правильно написана эта буква.
ѣ
Ы
Я
I
Ь
Ъ
Е
→ Посмотреть ответ
8. Понравилась ли рассказчику капуста?
да
нет
из текста непонятно
→ Посмотреть ответ
9. Выберите пару, в которой второе слово образовано от первого слова не так, как остальные.
читать – прочитать
плечо – предплечье
внук – правнук
лёгкий – нелёгкий
→ Посмотреть ответ
10. Коля и Петя – юные лингвисты, которым нравится изучать русский язык. Чтобы никто не разгадал их записи, они придумали несложный шифр, а именно заменили буквы цифрами, обозначающими номера этих букв по порядку в алфавите. Восстановите слова, которые встретились в переписке Коли и Пети.
19, 12, 1, 9, 21, 6, 14, 16, 6 –
25, 6, 18, 6, 5, 16, 3, 1, 15, 10, 6 –
17, 18, 10, 13, 1, 4, 1, 20, 6, 13, 30, 15, 16, 6 –
19, 13, 16, 3, 16, 19, 16, 25, 6, 20, 1, 15, 10, 6 –
→ Посмотреть ответ
11. В предложениях ниже пропущено одно и то же слово. Отгадайте это слово и выполните задания.
Состав: консервированная белая фасоль – 1 банка, консервированная кукуруза – 1 банка, перец болгарский – 2 шт., огурцы маринованные – 2 шт., грецкие орехи – 100 г, чеснок – 2–3 дольки, зелень петрушки или кинзы, масло оливковое/растительное или (постный) майонез. Интересно, салат получится вкусным?
и жёлтый раздражают глаз, голубой и зелёный успокаивают его. [Н. Г. Чернышевский. Возвышенное и комическое (1855)]
Петровну Прокудин усадил в __ угол и всё за ней ухаживал и дочерей к ней подводил, и внуков, и сына Григорья. [Н. С. Лесков. Житие одной бабы (1863)]
Запишите пропущенное слово.
В каком предложении пропущенное слово употреблено в переносном значении?
→ Посмотреть ответ
12. Ученик 4 класса составил таблицу, показывающую различие букв в словах древнерусского языка и современного русского. Вот что у него получилось.
Выберите букву современного русского языка, которая исторически произошла от двух букв.
Н О ГА Ы
→ Посмотреть ответ
13. Заполните пропуски, пользуясь данными таблиц.
14. Прочитайте текст и выполните задания.
Туристу, а особо столичному, что надо? Природа ему нужна. По ней он среди асфальта да многоэтажек своих бетонных с осени тосковать начинает, потому что отрезан он от землицы камнем. А камень, он не просто душу холодит, он трясёт её без передыху, потому как неспособен камень грохот уличный угасить. Это тебе не дерево – тёплое да многотерпеливое. И грохот тот городской, шарахаясь от камней да бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры < …> И уже нет этому сердцу покоя ни днём, ни ночью, и только во сне видит он росные зори и прозрачные закаты.
[Борис Васильев. Не стреляйте в белых лебедей (1973)]
Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) даны правильные характеристики выделенных слов как членов предложения.
ней – местоимение
среди – предлог
камень – дополнение
грохот – дополнение
этому – определение
→ Посмотреть ответ
15.Найдите союз, схожий по значению с союзом и. Союз может встретиться в тексте несколько раз. Запишите его только один раз.
→ Посмотреть ответ
16. Прочитайте сказку про глагол, которую сочинил искусственный интеллект.
(1) Жили-были в стране Русского Языка глаголы. (2) Они были очень важными, потому что без них трудно рассказать какую-либо историю. (3) Глаголы могли делать всё: бегать, прыгать, летать, плавать, рисовать, петь, танцевать и многое другое. (4) Но у каждого из них были свои признаки, которые делали глаголы ещё более полезными и интересными.
(5) Один глагол был Совершенным Видом. (6) Он мог рассказывать о том, что действие уже закончилось. (7) Например, он мог сказать: «Я уже чай пью».
(8) Другой глагол был Несовершенным Видом. (9) Он мог рассказывать о том, что происходит в данный момент или что будет происходить в прошлом. (10) Например, он мог сказать: «Я уже всё съел» или «Я буду есть».
(11) Третий глагол называл себя Переходным. Он только и делал, что задавал вопросы кого? что?
(12) Четвёртый глагол звался Непереходным. (13) Его действия не могли прямо переходить на предмет. (14) Но он очень любил Винительный Падеж и всегда гордился, что управляет им сам, без предлога!
Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки в характеристике глагола как части речи. Подсказка: внимательно читайте текст и ищите ошибочные утверждения и примеры, связанные с морфологическими признаками глагола.
Ответы для 5-6 класса
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
[А. С. Пушкин. Евгений Онегин / Глава пятая: «В тот год осенняя погода…» (1826)]
В этимологическом словаре М. Фасмера даётся описание одного слова, которое исторически связано с др.-инд. himás, греч. χεῖμα, лат. hiems. Предположительно его исконное значение – время дождей. От этого слова в русском языке можно образовать глагол с суффиксом -ова- со значением «проводить время». Это слово в тексте
заморозил
снег
кибитка
грозит
зима
В этимологическом словаре М. Фасмера даётся описание одного слова, которое родственно лат. рlесtō, -еrе, др.-инд. рrаc̨nаs. В данном тексте слово этого же корня
путь
больно
плетётся
салазки
преобразив
грозит
Выбранное слово из предыдущего задания имеет следующую структуру.
приставка, корень, суффикс, суффикс
корень, окончание
приставка, корень, окончание
корень, окончание, постфикс (морфема, которая стоит после окончания)
корень, суффикс, окончание
→ Посмотреть ответ
2. Паронимы – это слова одной части речи, имеющие сходство в звучании (в связи с общим корнем или основой), но различные по значению. Ниже для четырёх пар прилагательных-паронимов указаны существительные, с которыми эти прилагательные сочетаются чаще всего. Существительные приводятся в начальной форме.
Запишите прилагательные в начальной форме.
Пара 1
А: наказание, обращение, расправа –
Б: контроль, конкуренция, волос –
Пара 2
А: покров, заболевание, сыпь –
Б: куртка, переплёт, кресло –
Пара 3
А: визит, ход, удар –
Б: работник, пост, должность –
Пара 4
А: металл, капуста, карандаш –
Б: платок, платье, ткань –
→ Посмотреть ответ
3. Однажды Елисей изучал карту и заметил на ней интересный топоним.
Вначале понимание этого топонима вызвало у школьника затруднение, но после внимательного рассмотрения изображения он догадался о его значении.
Затем школьник нашёл в интернете несколько примеров ещё с одним словом, в котором есть такое же, как в топониме, явление. Прочитайте примеры, в которых употребляется одно и то же слово. Искомое слово пропущено и отмечено знаком (?).
Со всемъ усердіемъ и со всею рѣвностію устремимся къ должностямъ своимъ, яко устремляется въ жаркій полдень жаждущій (?) ко потоку хладныхъ водъ. [А.П. Сумароков. Слово На день Возшествія на престолъ Ея Величества, Государыни Императрицы Екатерины II]
Любовь все употребляет средства к удовлетворению ея служащия, преображает (?) в тигров, умножается от предстоящих препятствий удовлетворению ея претящих, умаляется превзошед препоны. [А.Н. Радищев. Житие Фёдора Васильевича Ушакова, с приобщением некоторых его сочинений (1789)]
Сколь ни древенъ и ни знатенъ сей городъ, какъ въ старинѣ, такъ и нынѣ, однако собственнаго себѣ герба не имѣетъ, а развѣ почесть тотъ, который носитъ полкъ по немъ прозываемый, и который представляетъ древо ель и подъ нимъ стоящего (?). [В.Ф. Зуев. Путешественныя записки Василья Зуева отъ С. Петербурга до Херсона въ 1781 и 1782 году (1787)]
Запишите пропущенное слово в начальной форме.
Запишите современный вариант этого слова в начальной форме.
Храм Богоявления в Москве некоторые москвичи называют Елоховским собором, потому что находится он в том месте, которое раньше называлось Елохово (по селу Елох). Елисей узнал, что этот топоним имеет такую же особенность, как и все найденные им до этого слова, и является родственным названию растения. Какому?
Выберите верное название растения из списка.
облепиха
мох
ольха
ель
Все найденные слова являются заимствованиями. Из какого языка?
старославянский
французский
румынский
древнерусский
→ Посмотреть ответ
4. Изучите фрагменты из «Азбуки» Л. Н. Толстого и ответьте на вопросы. Выберите верное продолжение фразы. Символы К и Ф во фразах «Г въ К» и «В въ Ф» обозначают…
варианты написания букв
звуки в сильной позиции
звуки в слабой позиции
Какой знак должен быть на месте цифры 1 в следующем фрагменте?
П Е Т Д Ш
Какой знак должен быть на месте цифры 2 в следующем фрагменте?
Е А Я И В
Под каким заголовком помещены следующие примеры?
Б в П
Ж в Ш
З в С
В в Ф
Е в И
Прочитайте текст.
Выберите правильную морфологическую характеристику слова «его».
имя существительное, родительный падеж
предлог
наречие
притяжательное местоимение
личное местоимение
Какому слову синонимично слово «худой» в тексте из предыдущего задания?
тощий
некрасивый
нехороший
стройный
бедный
дырявый
→ Посмотреть ответ
5. В каком слове суффикс отличается от суффиксов в других словах?
шапочка
юбочка
улыбочка
вазочка
Запишите суффикс без дефисов, тире и прочих символов, при помощи которого образовано найденное вами слово.
→ Посмотреть ответ
6. Среди данных ниже слов найдите такие, в которых мягкость согласного, обозначенного выделенной буквой, не зависит от последующего звука.
сдёрнуть
(о) весне
тесьма
мостик
авоська
косьба
→ Посмотреть ответ
7. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зелёные бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. (2) Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки… (3) Раз к нашему освещённому окну сбежалась целая стая их, – они всегда сбегаются в такие ночи к жилью, – мы открыли окно и смотрели на них сверху, а они стояли под блестящим ливнем и тявкали, просились к нам… (4) Она радостно плакала, глядя на них.
[И.А. Бунин, «Кавказ»]
Выберите номера всех сложных предложений.
Выпишите из текста слово, образованное от существительного со значением «разлив воды».
Выпишите из текста слово, которым называют азиатского шакала.
→ Посмотреть ответ
8. Начинающий лингвист Елисей составил таблицу, показывающую различие букв в словах древнерусского языка и современного русского. Вот что у него получилось.
Выберите букву современного русского языка, которая исторически произошла от двух букв.
О
Ы
А
Н
Г
Запишите пропуски
9. Прочитайте текст и выполните задания.
Кажется, в 1927 году компания ереванцев решила съездить в < …> монастырь Кехарт. Мы наняли для этого арбу – обыкновенную крестьянскую арбу, уложили на неё одеяла, подушки, провизию, термосы, и покуда два тощих вола волокли эту арбу по пыльной дороге вверх и вверх, мы терпеливо шли за нею пешком. < …> Мы шли по пыльной, немощёной, корявой дороге, между жалких пустырей с выжженной травой, – нам казалось, идём уже день. Прошло часа три, и вдруг среди выжженной желтизны сверкнуло нам навстречу маленькое голубое озерко – такое потерянное, одинокое, никому не нужное в этой пустыне.
[М. С. Шагинян. Дневник (1950)]
Найдите слово, которое в тексте стоит в винительном падеже без предлога, однако при этом является не дополнением, а обстоятельством.
Найдите союз, связывающий описание двух событий, происходящих одновременно.
Найдите в тексте слово, исторически родственное слову пехота, и напишите какой частью речи и каким членом предложения оно является.
Часть речи –
Член предложения –
Найдите в тексте слово, которое не является существительным и которое стоит в форме мужского рода.
→ Посмотреть ответ
10. В русском языке есть группа имён существительных, состоящая из 10 слов. Искусственный интеллект создал на основе этих слов картинки. Посмотрев на картинки, можно понять, какое из слов этой группы зашифровано. Отгадайте слова и запишите их в поле для ответа в начальной форме.
Ответы для 7-8 класса
1.Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
В тексте некоторые слова выделены.
Оратай нив трудолюбивый,
Богобоязный, терпеливый,
Пролив свой пот,
Ходя под зноем за сохою,
И туком1 угобзя2 бразды,
Ждёт год
От брошенных его рукою
Семян собрать себе плоды.
[Г. Р. Державин. Фонарь: «Явись!..» (09.1803–03.1804)]
1Тук – жир, здесь: удобрение.
2Угобзить – сделать плодородным, удобрить землю.
Ряд исторически однокоренных слов побирушка, брачный (договор), наборщик можно продолжить словом из текста
терпеливый
пролив
ходя
ждёт
брошенных
собрать
Ряд исторически однокоренных слов лейка, заливное, литой можно продолжить словом из текста
собрать
брошенных
ждёт
ходя
пролив
терпеливый
В тот же ряд из предыдущего вопроса можно добавить следующие слова
слой
литосфера
залихватский
влияние
солидарность
Дано слово негодяй. Выберите правильное описание.
В составе этого слова выделяются приставка не- и суффикс -яй-, при этом данное слово исторически родственно слову ждёт в тексте.
В составе этого слова приставка в современных словарях не выделяется, но выделяется суффикс -яй-, при этом данное слово исторически родственно слову ждёт в тексте.
Это слово в современном языке состоит только из корня и окончания, и это окончание -яй, при этом данное слово исторически не родственно слову ждёт в тексте.
В составе этого слова выделяются приставка не- и суффикс -яй-, при этом данное слово исторически не родственно слову ждёт в тексте.
Это слово в современном языке состоит только из корня и окончания, и это окончание нулевое, при этом данное слово исторически родственно слову ждёт в тексте.
→ Посмотреть ответ
2.В таблице 1 приведены данные о частотности в НКРЯ1 некоторых слов, которые начинаются цепочками букв, зашифрованными буквами A и B. В первой строке таблицы указано, как выглядят фрагменты слов, которые идут после A и B (приводятся начальные формы).
От основы, которая содержится в цепочке букв В, образуется существительное C. Оно также участвует в образовании сложных слов. Наиболее часто встречающееся слово, которое от него образуется, заканчивается цепочкой букв …дневный. На …дневный наиболее часто заканчиваются слова, начинающиеся цепочками букв D и E. В таблице 2 приведены данные о частотности некоторых слов, которые начинаются на D и E.
1Национальный корпус русского языка (НКРЯ) — это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.
Какие единицы зашифрованы буквами A–E?
В одной из пар в таблице 1 слова различаются не только начальной цепочкой букв, но и ударением. Выпишите слово из этой пары, которое начинается на A.
→ Посмотреть ответ
3. Рассмотрите примеры, в трёх из которых пропущено одно и то же устойчивое сочетание из трёх компонентов.
Нет, эта роль . К тому же у меня вовсе нет сценического таланта. Жалеть о прошлом _, милорд, – равнодушно ответил мастер меча, словно и не замечая того пыла, с которым спросил юноша.
Значит уже очень хорошо оплакала, – огрызнулся я, – хотя горевала она вовсе _, а по двухлетнему ребёнку. Меня она совершенно не знает.
Признаться, долгое ожидание . А вы не можете поспособствовать моему делу? Я был бы очень признателен.
Запишите пропущенное устойчивое выражение без знаков препинания и других символов.
Среди примеров есть один, в котором похожее сочетание слов не является фразеологизмом. Укажите номер этого примера.
В русском языке есть выражение, одно слово из которого нарисовано на картинке.
Эта фраза обладает структурой, подобной структуре пропущенных сочетаний в примерах 1–4 и имеет в своём составе имя собственное.
Запишите это разговорное выражение без знаков препинания и других символов.
4.Прочитайте текст и выполните задания.
Отметьте те особенности графики и орфографии, которые свойственны этому тексту.
Написание буквы «еръ» на конце слов после твёрдых согласных.
Использование буквы «ять».
Использование буквы «омега».
Использование буквы «фита».
Выберите правильную морфологическую характеристику словоформы «мяса» из первого предложения текста.
Сущ., Им. п., мн. ч.
Сущ., В. п., мн. ч.
Сущ., В. п., ед. ч.
Сущ., особая форма дательного падежа, ед. ч.
Сущ., особая форма родительного падежа, ед. ч.
К какому спряжению относится глагол «хотѣлъ» из второго предложения текста?
к первому
ко второму
это разноспрягаемый глагол
это глагол особого (архаичного) спряжения
Какой ещё глагол из текста относится к тому же типу спряжения, что и глагол «хотѣлъ»?
ослабѣли
бились
подхватила
уступалъ
убѣжала
уступить
драться
легли
стали
добыли
увидала
Выберите строчку, в которой все слова являются исторически родственными глаголу «бились».
Сбой, бивень, обои, забияка.
Бояться, буянить, забор, табор.
Бой, виться, блик, ковбой.
Сбитень, прививка, брошь, бор.
→ Посмотреть ответ
5. В каком слове суффикс по значению отличается от суффиксов в других словах?
шутник
проводник
наставник
сообщник
Запишите суффикс без дефисов, тире и прочих символов, при помощи которого образовано найденное вами слово.
→ Посмотреть ответ
6. Распределите слова в соответствии с современными орфоэпическими нормами.
1. Выделенная буква в слове соответствует согласному с независимым признаком мягкости.
2. Выделенная буква в слове соответствует согласному, смягчённому под влиянием последующего звука (в результате уподобления).
3. Выделенная буква в слове соответствует твёрдому согласному.
ходьба, птенчик, письмо, снять, обманщик, глушь, стеречь, трубки, нянчить, завинтить, могуч, тягуч, лошадьми, добавьте, юбки, растет, борьба, стена, развит, мощь, в ямке, конь, без тебя, во сне, застенчивость, пески, молодежь, борщ, горичь, снизу, железки
→ Посмотреть ответ
7. Феофания, юный лингвист, увидела шуточную картинку с некой словоформой Х. Ей стало интересно, в какой синтаксической роли может выступать словоформа Х. Чтобы найти ответ на свой вопрос, она решила придумать примеры. Вот некоторые из них.
«Х кота!» – громко сказала бабушка.
X спортсмена на самую верхнюю ступень поднялись первый раз.
И живут у нас в квартире Х ежа.
Нужно решить к уроку Х задачи.
Х друга пошли в кино.
Мы с мамой купили в магазине Х пакета молока, каждый стоил 99 рублей, а всего мы заплатили 297 рублей.
Запишите слово Х.
Укажите, каким(-и) членом(-ами) предложения является слово Х в данных предложениях?
определение
обстоятельство
дополнение
сказуемое
подлежащее
Один из примеров может быть понят неоднозначно. Какой ещё частью речи может быть слово Х? Запишите название части речи в начальной форме.
Поставьте найденную часть речи в начальную форму и запишите её в поле ответа.
→ Посмотреть ответ
8. Компьютерная лингвистика – направление в прикладной лингвистике, ориентированное на использование компьютерных инструментов – программ, компьютерных технологий организации и обработки данных – для моделирования функционирования языка в тех или иных условиях, ситуациях, проблемных сферах. В современной компьютерной лингвистике широко используется некая функция, которая принимает на вход два слова и возвращает число.
В частности, эту функцию используют такие утилиты, как корректор (автоматически исправляет орфографические ошибки в тексте), Т9 (предсказывает набираемое слово, исходя из набранных ранее букв) и т. д.
В качестве эксперимента группа учёных-этимологов решила применить функцию для сопоставления слов русского языка на разных этапах его развития. В результате получилась следующая таблица.
Назовите букву современного русского языка, которая исторически произошла от двух букв.
Н О А Г Ы
Заполните пропуски.
9. Прочитайте текст и выполните задания.
Пермяков мне говорил, что эта работа была напечатана без его ведома и для него неожиданно Ипатьевым. Пермяков рассказывал мне об открытом им реактиве на каолин, чрезвычайно характерном и чувствительном – щелочной органической краске. Он обещал мне получить её, дать статью для доклада, а реактив – мне для моей работы. Был Аршинов, с которым я говорил об инструментах для метеоритов и для сбора космической пыли. Я сейчас забыл, что он от меня хотел.
[В. А. Вернадский. Дневник (1941)]
Найдите два глагола: один – у которого нельзя однозначно определить вид, а второй – который является глаголом совершенного вида и не имеет приставки. Глаголы записывайте в той форме, в какой они стоят в тексте.
Глагол, у которого нельзя однозначно определить вид:
Глагол, который является глаголом совершенного вида и не имеет приставки:
Найдите одно сказуемое, которое по некоторому синтаксическому признаку отличается от всех остальных. Выпишите его в той форме, в которой оно стоит в тексте.
Найдите слово, у которого в русском языке есть омограф (слово, которое схоже по написанию, но отличается произношением). Омограф является кратким причастием женского рода.
→ Посмотреть ответ
10. Юный лингвист Феофан долго и упорно работал, разбирая необычные значения слов. Утомившись, он уснул. Ему приснилось, что он заболел и пришёл в аптеку. Там он увидел названия некоторых лекарств:
- везлея
- гексорал
- вестибо
- мезим
- фитоша
- апполо
- валидол
- вожея
- динамико
«Интересно, какими частями речи, кроме существительных, они могли бы быть?» — подумал он. Разделите слова на три равные группы в зависимости от того, какой частью речи они могли бы быть. Первой будет группа, в которую входит слово 1, второй — группа со словом 2, третьей — группа со словом 3.
Группа 1 — 1 и
Группа 2 — 2 и
Группа 3 — 3 и
Ответы для 9-10 класса
Задание 1. Прочитайте текст. Выполните задания к нему. В тексте некоторые слова выделены.
Не слушал он гласа её вдохновений;
И дня лучезарность, и сумрака тени,
Природы зерцала, природы престолы,
Озёра и горы, дубравы и долы –
Всё мертвою буквой немело пред ним.
[П. А. Вяземский. Ферней: «Гляжу на картины живой панорамы…» (1859)]
Установите соответствия, то есть соотнесите то или иное выделенное слово с исторически однокоренными с ним словами в каждом блоке (список слов А, Б и В). В каждом блоке (списке) таких слов не может быть менее двух.
Например, дан ряд слов в блоке Г:
- посылать
- засолить
- прослыть
- ославить
- служить
- случайный
- послушник
Устанавливаем, что часть слов этого ряда исторически родственна словоформе слушал в данном тексте. Следовательно, верными ответами для слова слушал будут ответы прослыть, ославить, послушник.
слушал
гласа
вдохновений
сумрака
зерцала
престолы
долы
буквой
пред
мерцание
обморочный
сумасшедший
померкнуть
проморгать
мерзкий
изморось
заморочить (голову)
→ Посмотреть ответ
Задание 2. Блок Б
Ряд слов: букашка, бухта, букля, незабудка,
буквальный, бюрократ, букет, ноутбук.
слушал
гласа
вдохновений
сумрака
зерцала
престолы
долы
буквой
пред
букашка
бухта
букля
незабудка
буквальный
бюрократ
букет
ноутбук
→ Посмотреть ответ
Задание 3. Блок В
Ряд слов: столоваться, столетник, устланный, стелется,
столько, столбняк, постель, пастельный (цвет).
слушал
гласа
вдохновений
сумрака
зерцала
престолы
долы
буквой
пред
столоваться
столетник
устланный
стелется
столько
столбняк
постель
пастельный (цвет)
→ Посмотреть ответ
Задание 4. Выберите правильный ответ. Среди выделенных в тексте слов
в словоформе вдохновений один из суффиксов -ен- и нет приставки
в словоформе вдохновений окончание -ий и приставка в-
в словоформе вдохновений нулевое окончание и нет приставки
в словоформе вдохновений один из суффиксов -н- и приставка в-
→ Посмотреть ответ
Задание 5. Ниже приведены данные о сочетаемости некоторых прилагательных. Они образованы от существительных, зашифрованных буквами А–Г, с помощью суффиксов, зашифрованных буквами X, Y, Z. В таблице приводятся существительные (в начальной форме), которые наиболее часто встречаются с этими прилагательными согласно данным НКРЯ1 .
Суффикс X’ отличается от суффикса X мягкостью согласного. Суффикс Z внешне представляет собой сложение суффиксов Y и X. Прилагательные, образованные с помощью суффиксов X и Y от существительного А, являются производными от него только исторически
Какие существительные зашифрованы буквами А–Г? Напишите начальные формы.
Задание 6. Б
→ Посмотреть ответ
Задание 7. В
→ Посмотреть ответ
Задание 8. Г
→ Посмотреть ответ
Задание 9. Какие суффиксы зашифрованы буквами X, Y, Z? Запишите только сами суффиксы без дефисов, тире и прочих символов. X
→ Посмотреть ответ
Задание 10. Y
→ Посмотреть ответ
Задание 11. Z
→ Посмотреть ответ
Задание 12. От прилагательного, содержащего корень А и суффикс Z, образуется одушевлённое существительное с помощью суффикса K. С помощью того же суффикса существительное образуется и от прилагательного, содержащего корень В и суффикс X. Однако в этом случае также можно считать, что это существительное образовано напрямую от существительного В с помощью суффикса L.
Какие суффиксы зашифрованы буквами K и L? Запишите только сами суффиксы без дефисов, тире и прочих символов.
K
→ Посмотреть ответ
Задание 13. L
→ Посмотреть ответ
Задание 14. Пользователь одного интернет-форума советует:
Жить __________ (1) моментом, ждать __________ (2) чуда!
Во фразе пользователя пропущено многозначное слово Х, которое употреблено в разных значениях в каждом из пропусков.
Укажите пропущенное слово Х в начальной форме.
→ Посмотреть ответ
Задание 15. Даны примеры для анализа с пропущенным словом X.
- Попыткой восполнить данный пробел и является _______ работа.
- Но я верю, что, если удастся найти путь к их сердцам, они смогут стать _______ друзьями!
- Целью ________ книги является переиздание наиболее значимых исследований по этой теме, а также публикация работ современных пушкинистов.
- Для целей _______ Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее.
- Вы должны стремиться стать живым примером, показывающим, чего способен добиться в современном мире _______ мастер.
- Тогда дом становится _______ домом, куда хочется возвращаться.
- Сначала упорно искать и с трудом найти ______ имя похороненного у дороги солдата, а затем выдать его могилу за могилу другого – где же логика?
- В ______ время эта картина находится в Сумском областном художественном музее имени Н. Х. Онацкого в городе Сумы.
- Это мягкие лирические романтики, не удручённые проблемами окружающих, которые умеют жить _______ минутой, не заботясь о будущем и забыв прошлое.
- Но через день от огорчений не осталось и следа, – я увидел ________ праздник.
Разделите примеры для анализа на три группы.
1. В первую группу отнесите примеры, в которых слово Х имеет такое же значение, как в предложении под номером 1.
2. Во вторую группу отнесите примеры, в которых слово Х имеет такое же значение, как в предложении под номером 2.
3. В третью группу отнесите примеры, в которых слово Х имеет другое значение, отличное от значений в первой и второй группах.
1 группа.
Примеры, в которых слово Х имеет такое же значение, как в предложении под номером 1.
→ Посмотреть ответ
Задание 16. 2 группа.
Примеры, в которых слово Х имеет такое же значение, как в предложении под номером 2.
Задание 17. 3 группа.
Примеры, в которых слово Х имеет другое значение, отличное от значений в первой и второй группах.
→ Посмотреть ответ
Задание 18. Заполните пропуски.
В современном русском языке слово Х является ______ (укажите часть речи), этимологически оно является _______ (укажите часть речи).
→ Посмотреть ответ
Задание 19. Слово Х заимствовано из
не является заимствованием
древнерусского
греческого
старославянского
польского
→ Посмотреть ответ
Задание 20. Прочитайте текст и выполните задания.
Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы чюдотворца, а з другую – Илии пророка. И вземъ ю и целова с верою многою, и постави ея у нивы своея на мѣстѣ простѣ, на дрѣве. И приде инъ нѣкий человѣкъ и взять ю у него. Лука же моливъ его, дав ему хлѣб овсанъ, и взят к себе паки икону, и поиде с нѣю в дом свой.
Какой частью речи является слово простѣ?
существительным
прилагательным
местоимением
наречием
глаголом
→ Посмотреть ответ
Задание 21. Дополните одним словом перевод фразы «И приде инъ нѣкий человѣкъ».
Перевод: И пришёл ______ некий человек.
→ Посмотреть ответ
Задание 22. Какое существительное заменяет местоимение ю в предложении «И приде инъ нѣкий человѣкъ и взять ю у него»? (Слова указаны в той форме, в которой они встречаются в тексте.)
образ
затворце
верою
иконы
страны
→ Посмотреть ответ
Задание 23. В тексте найдите глагольную форму Х, которая исторически родственна историзму Y со значением «должностное лицо, исполняющее судебные, финансовые, полицейские обязанности».
Запишите глагольную форму Х (в той же форме, в которой она встречается в тексте).
→ Посмотреть ответ
Задание 24. Запишите слово Y в начальной форме.
→ Посмотреть ответ
Задание 25. В каком из слов при изменении его формы не может быть выделен суффикс?
брат
лист
стол
стул
→ Посмотреть ответ
Задание 26. В каких словах также нет суффикса?
лисий
лиса
принёс
быстрый
лёг
→ Посмотреть ответ
Задание 27. Опытный участник олимпиады Евлампий мечтает стать лингвистом-фонетистом. Чтобы претворить свою мечту в жизнь, ему приходится много заниматься и изучать различные источники. Пока Евлампий не определился с кругом своих научных интересов, поэтому он старается охватить как можно больше аспектов, связанных с его любимой наукой. На этот раз Евлампий озадачился вопросом, оказавшимся на пересечении фонетики и орфографии.
Результаты своих изысканий Евлампий занёс в таблицу, но при сохранении файла на жёсткий диск компьютера произошёл сбой, и часть информации была утрачена. Однако Евлампий не запаниковал и принялся восстанавливать таблицу. Он вспомнил, какие данные пропали, и записал их, а пропуски в таблице обозначил буквами А–К.
Помогите Евлампию восстановить исходный вид таблицы. Для этого соотнесите утраченные данные с буквами А–К.
Утраченные данные:
после парных по твёрдости/мягкости согласных
йотированные гласные после согласных
жёрнов
пастель
после непарных по твёрдости/мягкости согласных
денди
иняз
цель
в сложносокращённых словах
еще
Задание 28. Б
→ Посмотреть ответ
Задание 29. В
→ Посмотреть ответ
Задание 30. Г
→ Посмотреть ответ
Задание 31. Д, Е, Ж
→ Посмотреть ответ
Задание 32. З, И
→ Посмотреть ответ
Задание 33. К
→ Посмотреть ответ
Задание 34. Даны слова: маршрутка, заколка, заправка, грунтовка, отмычка, отвёртка.
Разделите эти слова на две равные группы по способу словообразования. Учтите, что распределение на две равные группы можно сделать только с учётом значений некоторых многозначных лексем (слов).
Обратите внимание! Первой считается группа, в которую войдёт слово маршрутка.
→ Посмотреть ответ
Задание 35. Компьютерная лингвистика – направление в прикладной лингвистике, ориентированное на использование компьютерных инструментов – программ, компьютерных технологий организации и обработки данных – для моделирования функционирования языка в тех или иных условиях, ситуациях, проблемных сферах. В современной компьютерной лингвистике широко используется некая функция, которая принимает на вход два слова и возвращает число.
В частности, эту функцию используют такие утилиты, как корректор (автоматически исправляет орфографические ошибки в тексте), Т9 (предска-зывает набираемое слово, исходя из набранных ранее букв).
В качестве эксперимента группа учёных-этимологов решила применить функцию для сопоставления слов русского языка на разных этапах его развития. В результате получилась следующая таблица.
Выберите букву современного русского языка, которая исторически произошла от двух букв.
А
О
Ы
Н
Г
→ Посмотреть ответ
Задание 36. Заполните пропуски. (1)
Задание 37. Заполните пропуски. (2)
→ Посмотреть ответ
Задание 38. Заполните пропуски. (3)
→ Посмотреть ответ
Задание 39. Заполните пропуски. (4)
→ Посмотреть ответ
Задание 40. Заполните пропуски. (5)
→ Посмотреть ответ
Задание 41. Прочитайте текст и выполните задания.
А Анна Петровна? У ней просто странное платье, как будто бы сделанное из мха. Мох этот как будто даже растёт и завивается на ней. Приехав, она его выстирала и ходила в пальто, пока оно сохло. Пожилая образованная дама, а у ней единственное платье! Нет, недопустимо! – и, отсчитав 84 петли, Бабушка начала светр для Анны Петровны. Она вязала – две направо, две налево, накид – и старалась оправдать логически < …> движение своего сердца.
[Нина Фёдорова. Семья. (1952)]
Найдите глагол, от которого невозможно образовать в соответствии с современными грамматическими нормами деепричастие несовершенного вида. Выпишите его из текста в той форме, в которой он стоит в тексте.
→ Посмотреть ответ
Задание 42. Найдите в тексте слово, которое является устаревшим вариантом слова, и напишите его современный вариант.
→ Посмотреть ответ
Задание 43. Найдите слово, которое имеет омонимичные формы в некоторых падежах (в тексте оно употребляется в одной из них) и образовано от глагола бессуффиксным способом / способом нулевой суффиксации.
→ Посмотреть ответ
Задание 44. Найдите в тексте отглагольное слово, имеющее грамматические омонимы. Выпишите его в той форме, в которой оно стоит в тексте.
→ Посмотреть ответ
Задание 45. В словаре С. И. Ожегова слово Y следует за словом X. Ниже приводятся толкования для этих слов.
- X, вводн. частица (прост.). Может быть (о том, что желательно для говорящего, на что он надеется).
- Y, (разг.). То же, что сетка.
Какие слова зашифрованы буквами X и Y?
X –
→ Посмотреть ответ
Задание 46. Y –
Ответы для 11 класса
Задание 1. Прочитайте текст. Выполните задания к нему. В тексте некоторые слова выделены.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»
[А. С. Пушкин. Пророк: «Духовной жаждою томим…» (1826)]
Установите соответствия, то есть соотнесите то или иное выделенное слово с исторически однокоренными с ним словами в каждом блоке (список слов А, Б и В). В каждом блоке (списке) таких слов не может быть менее двух.
Например, дан ряд слов в блоке Г:
- пускать
- пучок
- пустовать
- отпуск
- перепутать
- запрещение
- допущение
Устанавливаем, что часть слов этого ряда исторически родственна словоформе пустыне в данном тексте. Следовательно, верными ответами для слова пустыне будут пускать, пустовать, отпуск, допущение.
пустыне
воззвал
пророк
виждь
внемли
обходя
глаголом
жги
сердца
умилить
пронять
внушить
внимать
внешний
пройма
пронзить
снедь
вселенная
объёмный
→ Посмотреть ответ
Задание 2. Блок Б
Ряд слов: согласие, глашатай, глыба, оглядеться, гоготать,
заглотить, голевой, перегласовка, глаголати, глубочайший.
пустыне
воззвал
пророк
виждь
внемли
обходя
глаголом
жги
сердца
согласие
глашатай
глыба
оглядеться
гоготать
заглотить
голевой
перегласовка
глаголати
глубочайший
→ Посмотреть ответ
Задание 3. Блок В
Ряд слов: осерчать, сероватый, разрядиться, сердолик (полудрагоценный камень),
усреднение, посерёдке, серёжки, усердие, обряд, сретение.
пустыне
воззвал
пророк
виждь
внемли
обходя
глаголом
жги
сердца
осерчать
сероватый
разрядиться
сердолик (полудрагоценный камень)
усреднение
посерёдке
серёжки
усердие
обряд
сретение
→ Посмотреть ответ
Задание 4. Выберите правильный ответ.
Среди выделенных в тексте слов
в словоформе жги две морфемы: корень и нулевое окончание
в словоформе жги три морфемы: корень -жг-, словообразовательный суффикс -и- и нулевое окончание
в словоформе жги три морфемы: корень -жг-, формообразующий суффикс -и- и нулевое окончание
в словоформе жги три морфемы: корень -жг-, нулевой глагольный суффикс и окончание -и
→ Посмотреть ответ
Задание 5. Порядковые числительные А и Б участвуют в образовании сложных слов. Данные о частотности некоторых таких слов в НКРЯ1 приводятся в таблице ниже.
Основа числительного Б входит в состав существительного В, которое образуется сложносокращённым способом и близко по значению словам отходы, мусор, утиль. От числительного А образуются существительные Г и Д. Г и Д синонимичны в контекстах, в которых речь идёт о географии. Г содержит на одну морфему больше, чем Д.
Какие слова зашифрованы буквами А–Д? Напишите начальные формы.
Задание 6. Б
→ Посмотреть ответ
Задание 7. В
→ Посмотреть ответ
Задание 8. Г
→ Посмотреть ответ
Задание 9. Д
→ Посмотреть ответ
Задание 10. Числительное А также участвует в образовании прилагательного, содержащего второй корень – Е. Слово АЕ часто встречается в контекстах, в которых речь идёт об истории. Корень Е встречается и в других сложных прилагательных, самое частотное из которых содержит корень определительного местоимения Ж. Другое частотное сложное прилагательное содержит корни Ж и З. Синонимичное ему прилагательное также содержит корень З, но вместо Ж в нём выступает корень возвратного местоимения И.
Отгадайте зашифрованные прилагательные (напишите их начальные формы).
А + Е =
→ Посмотреть ответ
Задание 11. Ж + Е =
→ Посмотреть ответ
Задание 12. Ж + З =
→ Посмотреть ответ
Задание 13. И + З =
→ Посмотреть ответ
Задание 14. Даны примеры из Национального корпуса русского языка.
Пренебрегая опасностью, они ломились в дверь, пока та не рухнула внутрь на каменный булыжник двора. (В.В. Быков)
Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию? (Послание к Римлянам, синодальный перевод)
Таким образом, нашли, что он мизантроп и пренебрегает приличиями общества. (Ф.М. Достоевский)
Не смотрите на досаду их, пренебрегайте злобу, устремляющуюся на вас… (Н.И. Новиков)
По лествицам стрельниц казанских досягает, кипящий вар, песок, огонь пренебрегает… (М.М. Херасков)
Линда Ашер – маленькая стройная женщина, пренебрегающая косметикой. (С.Д. Довлатов)
Разделите примеры на две равные группы.
Обратите внимание! Первой считается группа, в которую войдёт предложение № 1.
1 группа
2 группа
→ Посмотреть ответ
Задание 15. Предположите, в какой группе примеры более ранние.
1 группа
2 группа
→ Посмотреть ответ
Задание 16. Какой основной принцип положен в основу деления данных предложений на группы?
Наличие/отсутствие в предложении устаревших слов.
Наличие/отсутствие этимологически родственных слов в предложениях одной группы.
Использование одного из глаголов в прямом/переносном значении.
Управление одного из глаголов.
→ Посмотреть ответ
Задание 17. Прочитайте текст и выполните задания.
И быша чюдеса безсчисла многа: слѣпии прозираху, хромии хожаху, разслаблены востаху, нѣмии глаголаху, глусии слышаху, во всаком нѣдузе сущии здравии бываху. И что много глаголати, елико нѣ может умъ человечь зрещи безпрѣстани тогда бываемых тмы тмами безсчислѣных неизреченных чюдес.
В тексте встречаем две этимологически родственные глагольные формы, обозначим их W и X. Форма W содержит приставку и тот же вариант корня, который исторически можно выделить в омофонах Y со значением «заботиться о сирых, больных» и Z – «считать недостойным уважения».
Запишите глагольную форму W (в той же форме, в которой она встречается в тексте).
→ Посмотреть ответ
Задание 18. Запишите глагольную форму X (в той же форме, в которой она встречается в тексте).
Задание 19. Запишите слово (в словарях это слово даётся с пометой устар.), обозначенное буквой Y.
→ Посмотреть ответ
Задание 20. Запишите слово современного русского языка, обозначенное буквой Z.
→ Посмотреть ответ
Задание 21. Запишите перевод на современный русский литературный язык слова глусии из фразы глусии слышаху.
→ Посмотреть ответ
Задание 22. Выберите вариант ответа, в котором правильно указан исторический корень словоформы нѣдузе.
-нѣдузе-
-нѣдуз-
-уз-
-нѣд-
-ѣд-
-дуз-
→ Посмотреть ответ
Задание 23. В каком из слов при его изменении нельзя выделить суффикс?
жена
дочь
сын
мать
зять
→ Посмотреть ответ
Задание 24. В каждой строке установите закономерность и определите «четвёртое лишнее».
сходить (в клуб) – сойти (с поезда) – съехать (с горы) – слететь (вниз)
сходить
сойти
съехать
слететь
→ Посмотреть ответ
Задание 25. обещать – ранить – крестить – завтракать
обещать
ранить
крестить
завтракать
→ Посмотреть ответ
Задание 26. мыться – одеваться – краситься – целоваться
мыться
одеваться
краситься
целоваться
→ Посмотреть ответ
Задание 27. белеть – ловить – чернеть – дымить
белеть
ловить
чернеть
дымить
→ Посмотреть ответ
Задание 28. В ходе работы над проектом по русскому языку значительная часть данных в таблице была утеряна из-за сбоя программы. Восстановите пропуски, обозначенные буквами А–О. Список утраченных данных поможет вам восстановить пропуски.
Утраченные данные:
- указание на наличие звука [j] ([й])
- компаньон
- тушь
- письмо
- случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
- отрежь
- Ванька
- полозья
- бюллетень
- мягкость предшествующего согласного
- зальём
- умывальник
- традиционное написание
- печь
Соотнесите пропуски А–О с недостающими фрагментами.
Пропуск А:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание
печь
→ Посмотреть ответ
Задание 29. Пропуск Б:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание
печь
→ Посмотреть ответ
Задание 30. Пропуск В:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание
печь
→ Посмотреть ответ
Задание 31. Пропуск Г:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание
печь
→ Посмотреть ответ
Задание 32. Пропуск Д, Е, Ж, З:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание
печь
→ Посмотреть ответ
Задание 33. Пропуск И, К, Л:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание
печь
→ Посмотреть ответ
Задание 34. Пропуск М, Н, О:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание
печь
→ Посмотреть ответ
Задание 35. Даны предложения из Национального корпуса русского языка.
- Сговаривались было об издании записок, да просят узнать, нельзя ли даром напечатать, насчёт торгового дома. [Д.И. Менделеев. Дневник (1862)]
- Но мы хорошо знаем, что не все преподаватели отличаются даром изложения, чего при других существенных достоинствах нельзя от них и требовать. [К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова (1862)]
- Самые старые и холодные из нас, даром что сознавали весь комизм своего положения, выказывали тем не менее в эти минуты самые явные знаки восторженности и страстного настроения. [Д.В. Григорович. Корабль «Ретвизан» (1863)]
- Ладно, поехали на узенькой лодке, и то было трудно, даром что Амур тут так широк, а очень быстр, надо чёрт знает сколько заходить с лодкой вверх, чтобы переправиться (на 4 вёслах). [П. А. Кропоткин. Дневник (1863)]
- Результат в обоих случаях одинаков, но в первом он достаётся даром, во втором – с помощью некоторого труда, – стало быть, разница не в сущности дела, а в личных качествах действующего лица, которые до публики нимало не касаются. [М.Е. Салтыков-Щедрин. В деревне (1863)]
- Этот перстень был даром Елизаветы не подданному, но любимому человеку, жизнь которого была ей дорога, священна. [Кондратий Биркин (П.П. Каратыгин). Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга первая (1870)]
Распределите эти предложения на три равные группы в соответствии с морфологическим критерием одного из слов. Группой 1 будет группа, в которую войдёт слово из предложения № 1, группой 2 – группа со словом из предложения № 2, группой 3 – группа со словом из предложения № 3.
Группа 1 – 1, 4/5/6
Группа 2 – 2, 4/5/6
Группа 3 – 3, 4/5/6
→ Посмотреть ответ
Задание 36. Компьютерная лингвистика – направление в прикладной лингвистике, ориентированное на использование компьютерных инструментов – программ, компьютерных технологий организации и обработки данных – для моделирования функционирования языка в тех или иных условиях, ситуациях, проблемных сферах.
В современной компьютерной лингвистике широко используется некая функция, которая принимает на вход два слова и возвращает число.
В частности, эту функцию используют такие утилиты, как корректор (автоматически исправляет орфографические ошибки в тексте), Т9 (предсказывает набираемое слово, исходя из набранных ранее букв) и т. д.
В качестве эксперимента группа учёных-этимологов решила применить функцию для сравнения слов русского языка на разных этапах его развития. В результате получилась следующая таблица.
Выберите букву современного русского языка, которая исторически произошла от двух букв.
Г
Ы
Н
О
А
→ Посмотреть ответ
Задание 37. Напишите ответ в строке (без учета регистра). Заполните пропуск (1)
Задание 38. Заполните пропуск (2)
→ Посмотреть ответ
Задание 39. Заполните пропуск (3)
→ Посмотреть ответ
Задание 40. Заполните пропуск (4)
→ Посмотреть ответ
Задание 41. Заполните пропуск (5)
→ Посмотреть ответ
Задание 42. Заполните пропуск (6)
→ Посмотреть ответ
Задание 43. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Едучи с Рациборским на железную дорогу, Кракувка объявил, что он должен брать отпуск за границу и готовиться в Париж, где он получит обязанности более сообразные с его характером, а на его место в Москву будет назначено другое лицо. (2) Эту ночь не спали ещё Розанов и Райнер. (3) Райнер говорил, что в Москве все ненадёжные люди, что он ни в ком не видит серьёзной преданности и что, наконец, не знает даже, с чего начинать. (4) Он рассказывал, что был у многих из известных людей, но что все его приняли холодно и даже подозрительно.
[Н. С. Лесков. Некуда (1864)]
Найдите форму, которая по современным языковым нормам является устаревшей
→ Посмотреть ответ
Задание 44. Найдите несогласованное определение и запишите в поле ответа одним словом образованное от него согласованное определение.
→ Посмотреть ответ
Задание 45. Выпишите номера предложений, в которых есть однородные придаточные, без пробелов, запятых и иных символов.
→ Посмотреть ответ
Задание 46. Тайский лингвист Дыанпхен составила задачу по русскому языку*.
Подберите к каждому предложению соответствующее(-ие) суждение(-я) (утверждение(-я)).
Допускается, что одно и то же предложение может быть отнесено к разным утверждениям.
*Поскольку родной язык Дыанпхен тайский, она испытывает проблемы с пунктуацией: в тайском языке пунктуация отсутствует.
1. Но за душу берёт так что аж на сердце скребёт.
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части –
следствие. Союз – ТАК ЧТО.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО – союз, придаточное следствия.
В этом предложении ТАК – частица, ЧТО – вопросительное местоимение.
В этом предложении ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. Вариантов постановки знаков препинания нет.
→ Посмотреть ответ
Задание 47. 2. Радуйся ничего не задали так что отдыхай.
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части – следствие. Союз – ТАК ЧТО.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО – союз, придаточное следствия.
В этом предложении ТАК – частица, ЧТО – вопросительное местоимение.
В этом предложении ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. Вариантов постановки знаков препинания нет.
→ Посмотреть ответ
Задание 48. 3. У зайца глаза расположены по бокам так что он замечает почти всё вокруг.
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части – следствие. Союз – ТАК ЧТО.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО – союз, придаточное следствия.
В этом предложении ТАК – частица, ЧТО – вопросительное местоимение.
В этом предложении ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. Вариантов постановки знаков препинания нет.
→ Посмотреть ответ
Задание 49. 4. Наша дискуссия ни на что не повлияет так что говорить об этом?
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части – следствие. Союз – ТАК ЧТО.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО – союз, придаточное следствия.
В этом предложении ТАК – частица, ЧТО – вопросительное местоимение.
В этом предложении ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. Вариантов постановки знаков препинания нет.
→ Посмотреть ответ
Задание 50. 5. Человек устроен психологически так что предназначен для труда любви семьи.
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части – следствие. Союз – ТАК ЧТО.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО – союз, придаточное следствия.
В этом предложении ТАК – частица, ЧТО – вопросительное местоимение.
В этом предложении ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. Вариантов постановки знаков препинания нет.
→ Посмотреть ответ
Задание 51. 6. Он выполнил оба своих обещания так что я счастливая женщина.
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части – следствие. Союз – ТАК ЧТО.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО – с