Олимпиада по обществознанию 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа ВСОШ 28 октября 2023 Москва

олимпиада по обществознанию Олимпиада

Ответы на все задания для 10 и 11 класса олимпиада по обществознанию 28 октября 2023 ВСОШ муниципального этап официальной всероссийской олимпиады школьников Москвы. На выполнение заданий 9-11 классов будет отведено 210 минут.

Скачать ответы на все задания (уже решили)

Ответы для 10 класса

№ 1

Выберите верные(-ое) утверждения(-е).

Концепция чистого искусства противостоит идее социальной миссии искусства.

Повременная заработная плата призвана увеличить производительность работников благодаря влиянию на их стимулы к труду.

При добровольном отказе от преступления к подсудимому не может применяться пожизненное лишение свободы, а сам срок лишения свободы сокращается вдвое.

Тип политической культуры является производным от политического режима.

Отходничество – это пример постоянной миграции.

№ 2

Рассмотрите предложенные иллюстрации. Классифицируйте их, разделив на три равные группы. Обратите внимание на то, что среди представленных изображений есть лишние, не относящиеся ни к одной из групп.
Строго: к группе 1 относится изображение А.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И

А Б В Г Д Е Ж З И

№ 3

Решите логическую задачу.

На пресс-конференции выступали представители всех трёх парламентских партий. Представитель партии А заявил: «Наша фракция занимает большинство мест парламента». Представитель фракции Б оспорил: «Нет, ваша фракция занимает менее половины мест в парламенте». Депутат от партии В сказал, что его партия и партия Б обладают равными долями голосов. Дополнительно известно, что говорят правду только представители партии, занимающей более половины мест в парламенте, если такая существует. Если такой партии нет, все депутаты врут.

3.1. Какая партия(-и) может (могут) занимать более половины мест в парламенте? Выберите все возможные варианты.

партия А

партия Б

партия В

3.2. Выберите все утверждения, которые будут верны во всех случаях решения приведённой задачи.

В парламенте есть партия, обладающая простым большинством голосом.

В парламенте есть партия, обладающая квалифицированным большинством голосов.

Возможно, число депутатов от партии Б равно числу депутатов от партии А.

В парламенте есть говорящий правду депутат.

Можно назвать партию, депутаты от которой точно лгут.

Возможно, число депутатов от партии Б равно числу депутатов от партии В.

Можно назвать партию, депутаты от которой точно говорят правду.

Неверно, что в парламенте нет лгущего депутата.

№ 4

Решите экономическую задачу.

Фирма «Необычайные впечатления» владеет фантастическим аттракционом, который вмещает до 100 посетителей в день. Ежедневный спрос на услуги аттракциона составляет QD=1000−p=1000−, где QDобозначает величину спроса на услуги аттракциона, а p – цену услуг аттракциона. Обслуживание аттракциона не влечёт за собой никаких издержек – не зря же аттракцион фантастический.

4.1 Какую цену на услуги аттракциона поставит фирма «Необычайные впечатления»? В ответе укажите только число без пробелов и букв. При наличии посторонних символов ответ не будет засчитан.

4.2 Какую цену на услуги аттракциона поставила бы фирма «Необычайные впечатления», если бы аттракцион смог вмещать до 700 посетителей в день? В ответе укажите только число без пробелов и букв. При наличии посторонних символов ответ не будет засчитан.

4.3. Пусть увеличение вместимости аттракциона на 100 мест стоит 35 000. При этом можно увеличить вместимость аттракциона только на число мест, кратное 100 (то есть 100, 200, 300 и т. д.).

4.3.1. Чему будет равна цена на услуги аттракциона после оптимального увеличения вместимости? В ответе укажите только число без пробелов и букв. При наличии посторонних символов ответ не будет засчитан.

4.3.2. Чему будет равна ежедневная прибыль аттракциона после оптимального увеличения вместимости? В ответе укажите только число без пробелов и букв. При наличии посторонних символов ответ не будет засчитан.

№ 5

Решите правовую задачу.

Юристы под юридическим фактом понимают жизненное обстоятельство, с которым закон связывает наступление юридических последствий. Соотнесите ситуации с видами юридических фактов.

А) Пенсионерка Галина М. заключила договор с бригадой рабочих на проведение ремонта квартиры.

Б) В результате того, что гражданин П. случайно выбросил непотушенную спичку, у семьи Ивановых сгорел гараж.

В) Решив отомстить соседке, Леонид исписал дверь её квартиры граффити.

Г) Альбина увлекается живописью и подписывает каждую свою картину специальным личным знаком.

Д) Во время грозы в деревне Тимонино в результате попадания молнии сгорел жилой дом.

Е) В этом месяце Матвей регулярно опаздывал на работу в связи с пробками из-за ремонта дороги.

Ж) В Перми коллекторы подожгли дверь должника.

З) В результате сильного града, прошедшего в Ярославской области, часть посевов пшеницы была уничтожена.

И) Чтобы поступить в труппу московского театра, Елена заключила брак по расчёту с Владимиром.

К) Денис и Елена зарегистрировали свою новорождённую дочь.

Л) Дмитрий и Ирина из хулиганских побуждений исписали граффити памятник известному летчику.

Относительные события

Абсолютные события

Юридические акты

Поступки

Проступки

Преступления

№ 6

Изучите представленные материалы и выполните задания.

«Для пожилых людей социальная активность – необходимое условие активного долголетия. Многие страны рассматривают активное долголетие как цель социально-экономической политики в сложившихся социально-демографических условиях. Концепция активного долголетия позволяет изменить приоритеты в части социальных реформ, сменить фокус в отношении к старению. <…>
В зависимости от характера социальной активности, индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения людей старшего возраста, внешних и внутренних факторов социальной среды практики социального поведения пенсионеров можно подразделить на активные и пассивные. В рамках активных практик следует выделить конструктивные и реактивные.
Реализация конструктивных практик поведения предполагает, что пожилой человек преследует две взаимодополняющие цели. Первая – воздействовать на социальную среду, доминировать над ней, что проявляется в творческой активности и поиске новых форм (расширении границ) социального взаимодействия, в том числе с учётом осознания возможных негативных изменений в будущем. Вторая – сохранить социальную активность, не менять привычный образ, стиль жизни.
Реактивные практики проявляются в стремлении пожилого человека компенсировать потери и уменьшить ущерб от наступления пенсионного возраста – нового этапа в жизни, который связан со снижением уровня материального благосостояния. В данном случае доминирующая роль принадлежит воздействию социальной среды. Пожилой человек меняет свой образ и стиль жизни, идёт на уступки социальной среде, обстоятельствам, то есть меняет себя, своё поведение в условиях стандартной ситуации на основе прошлого опыта – это привычная реакция на происходящие события.
О выборе пассивных практик свидетельствует конформное поведение пожилого человека. Они проявляются в двух видах: иждивенчество (ожидание помощи от государства, общества, родных и близких) и уклонение (проявление активности в других сферах жизни)».

Источник: Щанина Е. В. Практики поведения пожилых людей, направленные на повышение своего благосостояния, в современном российском обществе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 138—161.

Ниже представлены результаты опросов, проведённых автором статьи.
Были опрошены граждане старше 60 лет, живущие в Пензенской, Саратовской области и в Республике Татарстан (всего 1120 человек), а также работодатели в этих регионах (всего 268 организаций). Выборки в каждом опросе репрезентативны относительно ключевых характеристик граждан и работодателей. Проведённые исследования позволили выявить следующие практики, направленные на повышение своего благосостояния (помимо оформления и получения пенсии по старости): трудовая деятельность, финансовое поведение, ведение натурального хозяйства с целью получения дополнительного дохода. Наиболее распространённая практика поведения – трудовая деятельность, ею заняты 42,2 % респондентов. Под финансовым поведением пожилых людей в рамках нашего исследования мы понимаем использование услуг финансово-кредитных, страховых организаций, оформление и получение льгот, субсидий. Финансовое поведение наблюдается у 27,9 % пенсионеров. Ведение натурального хозяйства с целью получения дополнительного дохода характерно для 9,1 % респондентов.

Рис. 1. Потребность неработающих пожилых людей в трудовой занятости (в % от общего числа неработающих опрошенных, N=1120)

Рис. 2. Наиболее подходящая работа для пожилых людей по мнению работодателей (в % от общего числа опрошенных, N=268)

Рис. 3. Активность пожилых людей в зависимости от места жительства (в % от общего числа опрошенных, N=1120)

Рис. 4. Активность пожилых людей в зависимости от уровня образования и профессионального статуса до наступления пенсионного возраста (в % от числа опрошенных, N=1120)
Рис. 5. Активность пожилых людей в зависимости от самооценки состояния здоровья (в % от числа опрошенных, N=1120)
Рис. 6. Активность пожилых людей в зависимости от самооценки уровня жизни (в процентах от числа опрошенных, N=1120).

6.1. Автор статьи указывает на «активное долголетие как цель социально-экономической политики».
А) Объясните взаимосвязь между причинами обращения к концепции активного долголетия и социально-демографическими условиями.
Б) Приведите две меры социальной политики государства, согласованные с концепцией активного долголетия.

Решение

6.2. В различных странах мира используются различные пенсионные системы, которые можно условно разделить на накопительные и солидарные. В случае накопительной пенсионной системы социальные выплаты формируются из средств, накопленных работником в течение жизни, в то время как в случае солидарной системы социальные выплаты формируются прежде всего из текущих налоговых отчислений граждан. Для какой из пенсионных систем проблемы, поднятые автором статьи, более актуальны? Ответ обоснуйте.

Решение

6.3. Проанализируйте критические замечания (А и Б) к опросу, проведённому автором. Для каждого критического замечания приведите контраргумент, указав на достоинство, связанное с отмеченной особенностью исследования, а также объясните, как можно было изменить исследование, чтобы учесть этот недостаток.
А) «В исследовании используется метод анкетирования, не позволяющий понять мотивацию и мысли опрашиваемых».
Б) «В исследовании анализируются всего несколько регионов, что делает его нерепрезентативным для России в целом».

Решение

6.4. Проанализируйте приведённые статистические материалы и ответьте на вопросы.
А) На основании представленных данных определите, была ли у пожилых респондентов возможность указать сразу несколько желаемых сфер занятости. А у работодателей — при ответе на вопрос о подходящей для пожилых работе?
Б) Обоснуйте свои ответы с помощью приведённых статистических данных.
В) На основе представленных данных охарактеризуйте расхождение между интересами пожилых работников и их работодателей или обоснуйте невозможность ответа на поставленный вопрос.
Г) На основе представленных данных определите число опрошенных, на основании ответов которых составлен Рис. 1. Приведите расчёты.

Решение

6.5. Проанализируйте приведённые статистические материалы и ответьте на вопросы.
А) Какие три объективные характеристики опрошенного пожилого респондента в наибольшей степени предсказывают наиболее высокий уровень активности? Подтвердите свой ответ данными.
Б) Для каждой названной характеристики на основании обществоведческих знаний приведите объяснение её взаимосвязи с занятостью пожилого человека.

Решение

6.6. Насколько для респондентов характерны конструктивные практики поведения? Ответ обоснуйте с помощью статистических данных.

№ 7

Прочитайте текст и выполните задания.

…Одним из потенциально вредных последствий эмоционального труда является выгорание.
Вообразите работника, который должен интенсивно и постоянно управлять своими эмоциями на рабочем месте, где требуются частые контакты с клиентами. После долгих и трудных рабочих смен – в качестве бортпроводника во время сезона отпусков, управляющего популярным рестораном, куратора жертв насилия или психически больных людей – он или она может быть изнурён до бесчувственности». Такой работник возвращается к семье и уже не способен или не желает что-либо чувствовать. Подделывая и заставляя себя изображать эмоциональный дисплей жизнерадостности или другие нужные компании эмоции, он сталкивается с «периодами эмоциональной омертвелости». Здесь вновь можно провести аналогию с физическим трудом, где работник уходит с работы, отчаянно нуждаясь в отдыхе для своего усталого и ноющего тела. Однако в случае с эмоциональным трудом «орган», нуждающийся в отдыхе, – это способность чувствовать, которая является фундаментальной для поддержания отношений работника на рабочем месте и за его пределами.
Вторым негативным последствием эмоционального труда является амбивалентность, или дезориентация. Профессор социологии Арли Рассел Хокшилд показала, что особенно рискуют те работники, которые обучаются когнитивному глубокому исполнению, то есть умению производить более «искренние» эмоциональные переживания во время работы. <…> Когда работодатели вторгаются не только в сферу внешнего управления эмоциями, но и в более глубокий эмоциональный мир, работники могут бороться за определение и согласование различий между «Я-как-работник» и своим «подлинным Я». Амбивалентность (или дезориентация), скорее всего, является результатом когнитивного глубокого исполнения, однако негативные последствия могут проявиться и вследствие поверхностного исполнения. Например, некоторые работники могут почувствовать себя нечестными, когда от них ежедневно требуется подделывать энтузиазм: «Добро пожаловать в наш магазин! Большое спасибо, что пришли! Прекрасного дня!» Постоянная обязанность задействовать поверхностное исполнение может привести их к тому, что они станут циничными. <…>
В некоторых случаях ручной труд приводит к улучшению здоровья, силы или сноровки. Так же и работники эмоционального труда могут развить способности и навыки, полезные на работе и вне её. Некоторые индивидуальные «навыки общения с людьми» улучшаются, если научиться управлять эмоциями на работе. <…>
Эмоциональный труд может быть изнуряющим и подрывающим здоровье или приносить удовольствие и вознаграждение. Многое зависит от поведения клиентов, которые вступают в мимолётные отношения с работниками и часто бывают настолько требовательными, насколько они сами этого захотят. Однако многое также зависит от качеств и усилий работников, работодателей и характеристик самого рода занятий. Какие факторы обусловливают позитивный или негативный опыт работников эмоционального труда, помимо гендерного, расового и статусного неравенства? На этот вопрос существует множество ответов.
В силу природной склонности или в результате воспитания у человека развиваются способности в определённых сферах деятельности. <…> Особенности характера работника, независимо от того, являются ли они врождёнными или приобретёнными, могут так или иначе осложнять процесс адаптации к профессиональному занятию и к выполнению требующегося в этом случае процесса управления эмоциями. Изначальные склонности работника тесно связаны с тем, насколько сильно он чувствует свой личный вклад в опредёленную работу или приверженность ей. Иногда работники считают свою работу временным способом свести концы с концами… Работа может рассматриваться как важный переходный период или являться высокой ценностью и целью сама по себе. Таким образом, отношение к работе может повысить или понизить мотивацию работника к выполнению эмоционального труда. Чем меньше работник ценит свою работу, тем более вероятно, что управление эмоциями будет восприниматься как бремя.
<…>
Даже если оплата труда не очень высока, человек может получать «моральную зарплату» за свою работу. В обмен на эмоциональный труд можно получить «позитивные чувства и чувство удовлетворения, которые появляются в результате того, что работник видит себя заботливым и сопереживающим человеком, который помогает нуждающимся». …Таким образом, чем больше работа способствует поддержанию ценимой идентичности и достижению моральных целей, тем легче (или по крайней мере терпимо на некоторое время) становится осуществление поверхностного или глубокого исполнения. <…> Представлениё об успешности профессии или занятия может также оказывать решающее воздействие на эмоциональный труд. Если покупатели почти всегда в восторге от еды, товаров или услуг компании, то работникам относительно легко работать, выражая энтузиазм и радость. Обратное также может случиться. Иногда работники чувствуют, что их клиентам не очень нравится продаваемая еда; их студенты мало чему научились; пассажиры вечно опаздывают и недовольны.

В этих ситуациях управление эмоциями с большей вероятностью ведет к выгоранию, амбивалентности или (особенно) к цинизму.
Работодатели, безусловно, также предпринимают усилия, чтобы снизить негативные последствия эмоционального труда. Первым важным шагом может стать хотя бы просто признание самого существования эмоционального труда. Работника вряд ли оценят и соответствующим образом вознаградят за выполнение задач, которых никто не замечает. Работодатели могут обеспечить временные передышки в выполнении эмоционального труда: предоставить работникам специальную комнату для отдыха, эмоциональной разрядки, жалоб, шуток или обмена стратегиями управления эмоциями.

Особенно прогрессивные работодатели могут рассмотреть возможности для разделения полномочий со своими работниками или предоставления им большей автономии и свободы в действиях. Негативное воздействие эмоционального труда значительно снижается, если работникам предоставляется возможность высказывать своё недовольство или контролировать условия работы, такие как обучение, мониторинг, оценивание и вознаграждение за их труд.

По материалам Постнауки

7.1. Назовите два последствия эмоционального труда для людей, задействованных в нём, о которых говорит автор.

Решение

7.2. Автор говорит о том, что вторжение со стороны работодателей в эмоциональный мир может привести к борьбе за определение и согласование различий между «Я как работник» и своим «подлинным Я» работника. Назовите социологический термин, который характеризует данное явление.

Решение

7.3. Опираясь на собственные знания, приведите три примера проявления амбивалентности в жизни человека.

Решение

7.4. Приведите два позитивных последствия когнитивного глубокого исполнения и два негативных последствия когнитивного поверхностного исполнения.

Решение

7.5. В чем, по мнению автора, заключается главное отличие между работниками эмоционального и физического труда?

Решение

7.6. В сфере розничной торговли распространённым является правило «Клиент всегда прав». С точки зрения автора текста, будет ли следование этому правилу способствовать снижению «эмоционального выгорания»? Свой ответ обоснуйте.

Решение

7.7. Отношение к работе может повысить или понизить мотивацию работника к выполнению эмоционального труда. На примере работы официанта в ресторане объясните, как данный фактор влияет на эмоциональное выгорание.

Решение

7.8. Какие приёмы могут использовать работодатели для снижения негативных последствий эмоционального труда, кроме описанных в тексте? Приведите не менее трёх приёмов.

№ 8

Ознакомьтесь с ситуацией и выполните задание.

Правительство Орлунда приняло транспортную стратегию, в рамках которой было решено ограничить население страны в использовании личных автомобилей ради общественного транспорта.

8.1. Каковы возможные экономические и социальные позитивные последствия принятия данной стратегии? Назовите не менее двух последствий каждого типа.

Решение

8.2. Каковы экономические и социальные негативные последствия принятия данной стратегии? Назовите не менее двух последствий каждого типа.

Решение

8.3. Назовите не менее пяти решений, которые могут быть приняты в рамках транспортной стратегии.

Решение

8.4. Назовите не менее двух возможных затруднений, связанных с работой общественного транспорта, и возможные механизмы их сглаживания.

Ответы для 11 класса

№ 1

Выберите верные(-ое) утверждения(-е).

Обязательным условием международного признания суверенитета государства является его вступление в ООН.

Если статья Гражданского кодекса Российской Федерации утрачивает силу, нумерация остальных статей автоматически изменяется.

Критическое осмысления феномена толпы в социологии первой половины XX века положило начало стадиальному подходу в социологии.

Современная экономика изучает, в частности, распределение власти в семье.

В России на данный момент существует непарламентская партия, принимавшая участие во всех выборах в Государственную Думу.

№ 2

Рассмотрите предложенные иллюстрации. Классифицируйте их, разделив на две группы. Обратите внимание на то, что среди представленных изображений есть лишние, не относящиеся ни к одной из групп.
Строго: к группе 1 относится изображение А.

№ 1 Выберите верные(-ое) утверждения(-е). Скачать все ответы для 11 класса Обязательным условием международного признания суверенитета государства является его вступление в ООН.
№ 1 Выберите верные(-ое) утверждения(-е). Скачать все ответы для 11 класса Обязательным условием международного признания суверенитета государства является его вступление в ООН.-2

№ 3

Решите логическую задачу.

В Волшебной стране живут два типа существ – буки и бяки. Самая главная бяка заявила: «Сколь ни сильна была бы бука, всегда найдётся бяка, которая может укусить её». Для удобства обозначим её высказывание буквой А.

Ниже приведён список утверждений.
1) Если взять буку и бяку, то бяка, скорее всего, может укусить буку.
2) Если взять буку и бяку, то бука точно может укусить бяку.
3) Существует такая бука, которая может укусить бяку.
4) Неверно, что для каждой бяки есть бука, которая может её укусить.
5) Для любой буки существует бяка, которая может её укусить.
6) Можно найти буку, которая может укусить всех бяк.
7) Можно найти бяку, которая может укусить всех бук.
8) Можно найти буку, которую не может укусить ни одна бяка.
9) Можно найти бяку, которую не может укусить ни одна бука.

3.1. Выберите утверждение(-я), из которого(-ых) логически следует утверждение А.

Можно найти буку, которую не может укусить ни одна бяка.

Существует такая бука, которая может укусить бяку.

Если взять буку и бяку, то бяка, скорее всего, может укусить буку.

Неверно, что для каждой бяки есть бука, которая может её укусить.

Если взять буку и бяку, то бука точно может укусить бяку.

Можно найти бяку, которая может укусить всех бук.

Для любой буки существует бяка, которая может её укусить.

Можно найти бяку, которую не может укусить ни одна бука.

Можно найти буку, которая может укусить всех бяк.

3.2. Выберите утверждение(-я), которое(-ые) противоречат утверждению А.

Если взять буку и бяку, то бяка, скорее всего, может укусить буку.

Если взять буку и бяку, то бука точно может укусить бяку.

Существует такая бука, которая может укусить бяку.

Неверно, что для каждой бяки есть бука, которая может её укусить.

Для любой буки существует бяка, которая может её укусить.

Можно найти буку, которая может укусить всех бяк.

Можно найти бяку, которая может укусить всех бук.

Можно найти буку, которую не может укусить ни одна бяка.

Можно найти бяку, которую не может укусить ни одна бука.

№ 4

Решите экономическую задачу.

Уровень безработицы в стране А в 2019 году составил 20%. На каждых двух занятых жителей в стране приходилось три экономически неактивных жителя. Население страны А не меняется год от года и составляет 220 000 человек.

4.1. Сколько занятых приходилось на одного безработного в стране А в 2019 году? В ответе укажите только число.

4.2. Сколько экономически неактивных жителей приходилось на одного безработного в стране А в 2019 году? В ответе укажите только число.

4.3. Чему будет равен ВВП страны, если каждый работник в среднем производит товаров на три бублика? В ответе укажите только число бубликов.

4.4. На сколько процентных пунктов вырастет уровень безработицы при уходе на пенсию 20 000 работников фирмы «Лютик»?

4.5. Как изменится ваш ответ на предыдущий вопрос, если работники фирмы «Лютик» не уйдут на пенсию, а уволятся и станут искать работу, которую не могут найти? В ответе укажите, на сколько процентных пунктов вырастет уровень безработицы по сравнению с изначальным (из условия) при описанных изменениях.

№ 5

Решите правовую задачу.

14-летний гражданин России Антон П., гуляя с друзьями по Монако, решил впечатлить их следующим способом: Антон взломал замок в припаркованном автомобиле, после чего продолжил «представление» – сел в машину и благополучно на ней скрылся в тумане. Хозяин автомобиля заявил об угоне. Но к тому моменту Антон уже благополучно улетел в Россию, бросив автомобиль неподалёку от места своей шалости.

Выберите верные утверждения.

В Российской Федерации Антон П. не подлежит уголовному преследованию, так как он совершил угон автомобиля за пределами территории России.

Антон П. подлежит уголовной ответственности в Российской Федерации, если нет решения суда иностранного государства по его делу.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, родители Антона П. подлежат юридической ответственности, так как их несовершеннолетний сын совершил правонарушение.

Судебный приговор по данному делу не может быть вынесен одновременно и в Российской Федерации, и в Монако.

Антон П. является гражданином Российской Федерации, поэтому не может быть привлечен к ответственности в Монако.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, Антон П. после судебного разбирательства в России должен быть экстрадирован для отбытия наказания в Монако.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, уголовная ответственность за некоторые преступления, в том числе за угон, наступает с 14 лет.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, Антон П. не подлежит уголовной ответственности за угон, так как не достиг 16-летнего возраста.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, совершённое Антоном П. деяние не является преступлением в связи с тем, что он вернул автомобиль практически на место угона.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, за совершенное Антоном П. деяние предусмотрена административная ответственность, так как он является несовершеннолетним.

Оцените статью
Добавить комментарий