Все ответы и задания для 11 класса олимпиада по экологии школьный этап 2024 всероссийской олимпиады школьников Московской области дата проведения 16, 17 сентября 2024, далее будет муниципальный этап ВСОШ.
1. Прочитайте фрагмент статьи “Леса – легкие планеты: миф или реальность?” из журнала “Экология и Жизнь” авторства Екатерины Ивановой.
В последние годы тема сохранения лесов стала особенно актуальной. С одной стороны, леса – это “легкие планеты”, играющие ключевую роль в поглощении углекислого газа и производстве кислорода. С другой стороны, человеческая деятельность, в том числе вырубка лесов под сельскохозяйственные угодья и урбанизация, угрожает этому ценному природному ресурсу.
Долгое время считалось, что леса производят большую часть кислорода, которым дышит человечество. Однако, по данным ученых, около 70% кислорода в атмосфере вырабатывается фитопланктоном, микроскопическими организмами, живущими в океанах. Фитопланктон, благодаря процессу фотосинтеза, поглощает углекислый газ и выделяет кислород, играя огромную роль в сохранении баланса атмосферы.
Тем не менее, роль лесов в поглощении углекислого газа нельзя недооценивать. Леса являются “углеродными поглотителями”, хранящими огромные запасы углерода в древесине. В процессе фотосинтеза деревья поглощают углекислый газ из атмосферы и превращают его в органические вещества, а при сжигании или разложении древесины углерод снова возвращается в атмосферу.
Ученые оценивают, что леса поглощают около 30% антропогенных выбросов углекислого газа, что делает их важнейшим фактором в борьбе с изменением климата. Однако, вырубка лесов, особенно в тропических регионах, приводит к выделению значительного количества углерода в атмосферу. Это явление называется “дефорестацией” и имеет катастрофические последствия для климата и биоразнообразия.
Вырубка лесов приводит к уменьшению площади зеленых насаждений, что в свою очередь уменьшает поглощение углекислого газа и увеличивает его концентрацию в атмосфере. Это приводит к повышению температуры на планете, изменению климатических зон, усилению засух и наводнений.
Сохранение лесов – это не просто экологическая задача, но и вопрос глобальной безопасности. Леса играют ключевую роль в регулировании климата, обеспечении биологического разнообразия и сохранении водных ресурсов. Лесные экосистемы являются “домом” для миллионов видов животных и растений, а также регулируют водообмен и предотвращают эрозию почвы. Уничтожение лесов не только увеличивает концентрацию углекислого газа в атмосфере, но и приводит к потере биологического разнообразия, деградации почвы и усилению засух и наводнений.
Существуют различные способы сохранения лесов, включая восстановление вырубленных лесов, управление лесными ресурсами и продвижение “зеленых” технологий. Лесовосстановление – это процесс посадки новых деревьев на местах вырубок или пожарищ. Управление лесными ресурсами предполагает рациональное использование лесов с целью сохранения их экологических функций и обеспечения устойчивого добывания древесины. “Зеленые” технологии помогают снизить влияние человеческой деятельности на окружающую среду, например, использование возобновляемых источников энергии, переработка отходов и разработка новых материалов.
Важно также повышать экологическую грамотность населения, чтобы люди понимали важность сохранения лесов и принимали ответственные решения в повседневной жизни. Сокращение потребления бумаги, использование перерабатываемых материалов, поддержка организаций, занимающихся сохранением лесов, – все это способствует сохранению наших “легких планеты”.
В конечном счете, от наших действий зависит судьба лесов и будущее планеты. Сохранение лесов – это ответственность каждого из нас.
Какое из следующих утверждений о роли лесов в производстве кислорода неверно?
Фитопланктон в океанах играет незначительную роль в производстве кислорода, чем леса
Вырубка лесов не влияет на количество кислорода в атмосфере
Леса производят лишь часть кислорода, которым дышит человечество
Леса играют важную роль в поглощении углекислого газа, что способствует сохранению баланса атмосферы
→ Посмотреть ответ
2. Какое из следующих утверждений неверно описывает последствия дефорестации?
Дефорестация может привести к изменению климатических зон
Дефорестация не влияет на биологическое разнообразие
Дефорестация способствует усилению засух и наводнений
Дефорестация приводит к повышению концентрации углекислого газа в атмосфере
→ Посмотреть ответ
3. Какое из следующих утверждений верно описывает способы сохранения лесов?
Создание заповедников и национальных парков – это единственный эффективный способ сохранения лесов
Увеличение потребления бумаги и древесины не влияет на состояние лесов
Восстановление вырубленных лесов и продвижение “зеленых” технологий могут способствовать сохранению лесов
Сохранение лесов не требует принятия дополнительных мер, так как леса способны к самовосстановлению
→ Посмотреть ответ
4. Какие из перечисленных действий способствуют сокращению углеродного следа?
Пропаганда экологически ответственного образа жизни в СМИ
Сокращение потребления бумаги и переработка отходов
Использование одноразовых пластиковых пакетов в магазинах
Проведение экологических уроков и конкурсов в школах
Покупка продуктов с минимальной упаковкой
Сокращение потребления мяса и молочных продуктов
Использование общественного транспорта, велосипедов или пеших прогулок
Создание экологических организаций и движений
Выбор энергоэффективных бытовых приборов
→ Посмотреть ответ
5. Какое из следующих утверждений верно описывает экологические последствия загрязнения воды?
Загрязнение воды может нарушить питьевое водоснабжение
Загрязнение воды не может привести к гибели водных организмов
Загрязнение воды может привести к изменению климата
Загрязнение воды может привести к эвтрофикации водоемов
Загрязнение воды не влияет на здоровье человека
→ Посмотреть ответ
6. Какое из следующих утверждений о роли экологической этики неверно?
Экологическая этика подчеркивает важность сохранения биоразнообразия
Экологическая этика призывает к уважению ко всем живым существам
Экологическая этика не связана с экономической эффективностью
Экологическая этика способствует развитию экологического сознания
→ Посмотреть ответ
7. Соотнесите принципы устойчивого развития с их определениями:
Справедливость
Предосторожность
Равноправие
Интеграция
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Учет взаимосвязей между экономикой, обществом и окружающей средой
Минимизация рисков для окружающей среды даже при недостаточном прогнозировании возможных последствий
Учет интересов будущих поколений при использовании ресурсов
Справедливое распределение ресурсов и ответственности за окружающую среду в данный момент
→ Посмотреть ответ
8. К каждому виду деятельности человека подберите все последствия, которые считаете верными:
вырубка лесов
Повышение уровня грунтовых вод
Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере
Уменьшение биоразнообразия
Загрязнение почвы и грунтовых вод
Гибель морских животных
Использование пестицидов
Повышение уровня грунтовых вод
Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере
Уменьшение биоразнообразия
Загрязнение почвы и грунтовых вод
Гибель морских животных
Нефтяное загрязнение
Повышение уровня грунтовых вод
Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере
Уменьшение биоразнообразия
Загрязнение почвы и грунтовых вод
Гибель морских животных
Сброс сточных вод в реки
Повышение уровня грунтовых вод
Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере
Уменьшение биоразнообразия
Загрязнение почвы и грунтовых вод
Гибель морских животных
Интенсивное сельское хозяйство
Повышение уровня грунтовых вод
Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере
Уменьшение биоразнообразия
Загрязнение почвы и грунтовых вод
Гибель морских животных
→ Посмотреть ответ
9. Прочитайте внимательно задание и ответьте на вопрос. Выберите от одного до 5 правильных ответов. Какие из следующих мер могут быть использованы для повышения экологической грамотности населения?
Проведение экологических фестивалей и выставок
Пропаганда экологически ответственного образа жизни в СМИ
Проведение экологических уроков и конкурсов в школах
Организация экологических волонтерских проектов
Создание экологических организаций и движений
→ Посмотреть ответ
10. Прочитайте внимательно задание и ответьте на вопрос. Выберите от одного до 4 правильных ответов. Какое из следующих утверждений является примером экоцентрического взгляда на отношения человека к природе?
Человек имеет право пользоваться природными ресурсами по своему усмотрению
Природа имеет внутреннюю ценность независимо от ее прагматической пользы для человека
Все живые организмы имеют право на жизнь
Человек должен жить в гармонии с природой
→ Посмотреть ответ
11. Какое соединение разрушает озоновый слой?
Метан (CH4)
Озон (O3)
Углекислый газ (CO2)
Фреон (CFO)
→ Посмотреть ответ
12. Какое соединение является основным источником кислотных дождей?
Сернистый ангидрид (SO2)
Углекислый газ (CO2)
Озон (O3)
Метан (CH4)
→ Посмотреть ответ
13. Что из перечисленного НЕ способствует сохранению биоразнообразия?
Охрана редких и исчезающих видов
Интродукция новых видов животных и растений
Восстановление деградированных экосистем
Создание заповедников и национальных парков
→ Посмотреть ответ
14. Большинство загрязняющих веществ в крупных мегаполисах поступает в атмосферу в результате деятельности:
мусоросжигательных заводов
автотранспорта
промышленности
тепловых электростанций
→ Посмотреть ответ
15. Главный потребитель пресной воды в мире – это:
сельское хозяйство
бытовые нужды
промышленность
пруды-охладитель при электростанциях
→ Посмотреть ответ
16. Какая деятельность человека НЕ приводит к деградации почв?
Вырубка лесов
Орошение
Выпас скота
Использование удобрений
→ Посмотреть ответ
17. Какой из принципов НЕ относится к устойчивому развитию?
Справедливое распределение богатств
Сохранение биоразнообразия
Максимизация экономического роста любой ценой
Эффективное использование ресурсов
→ Посмотреть ответ
18. Основной источник загрязнения Мирового океана:
стоки с поверхности суши
растворение донных отложений
разрыв подводных нефтепроводов
аварии на танкерах
→ Посмотреть ответ