Все ответы и задания для 6 класса олимпиада по литературе школьный этап 2024 всероссийской олимпиады школьников Москвы дата проведения 12, 13, 14 сентября 2024, далее будет муниципальный этап ВСОШ.
1. Даны отрывки из литературных произведений и иллюстрации.
Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи.
Посмотреть ответ
2. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Дом, которого теперь – как уже вам сказывал – вы не найдёте, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу… Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки, голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали.
Посмотреть ответ
3. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Степан хорошее обеспечение семье оставил. Дом справный, лошадь, корова, обзаведенье полное. Настасья баба работящая, робятишки пословные, не охтимнеченьки живут. Год живут, два живут, три живут. Ну, забеднели всё-таки. Где же одной женщине с малолетками хозяйство управить! Тоже ведь и копейку добыть где-то надо. На соль хоть.
Посмотреть ответ
4. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где, среди тихо струящейся жизни тяжёлого труда и мелко-суетливого еврейского гешефта, доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия.
Посмотреть ответ
5. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Один на один он схватился с медведем, и тот переломал ему все кости; но на медведе было много мяса, и это спасло народ. Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоём с матерью. Но люди быстро всё забывают, забыли и о подвиге его отца, а Киш был всего только мальчик, мать его – всего только женщина, и о них тоже забыли, и они жили так, забытые всеми, в самой бедной иглу.
Посмотреть ответ
6. Соотнесите фрагмент текста с названием жанра.
1. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от неё и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. не выбрано
2. Всю ночь я проспал крепким сном. На другой день небо было такое же ясное. Тихое море при полном безветрии, всё озарённое солнцем, представляло такую прекрасную картину, какой я ещё никогда не видал. От моей морской болезни не осталось и следа. Я сразу успокоился, и мне стало весело. С удивлением я оглядывал море, которое ещё вчера казалось буйным, жестоким и грозным, а сегодня было такое кроткое, ласковое. не выбрано
3. Собаке время подоспело
Произвести щенят на свет;
А между тем разумно это дело
Она заранее обставить не сумела:
Час близок, а у ней и крова даже нет,
Где б отдохнуть могло её больное тело.
Вот приползла она к соседке в конуру.
«Родная, – говорит, – ей-ей сейчас помру!
Ох! одолжи хоть только на недельку
Свою постельку». не выбрано
4. Девочка закричала ещё громче, и тогда из домика, опираясь на клюку, вышла дряхлая-предряхлая старушка в широкополой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.
– Ах ты, бедняжка! – сказала старушка. – Как это ты попала на такую большую, быструю реку, да ещё заплыла так далеко? не выбрано
5. Через три дни домой возвратился барон,
Отуманен и бледен лицом;
Через силу и конь, опенён, запылён,
Под тяжёлым ступал седоком.
Анкрамморския битвы барон не видал,
Где потоками кровь их лилась,
Где на Эверса грозно Боклю напирал,
Где за родину бился Дуглас;
Но железный шелом был иссечен на нём,
Был изрублен и панцирь и щит,
Был недавнею кровью топор за седлом,
Но не английской кровью покрыт.
Посмотреть ответ
7. Соотнесите имя героя литературного произведения с портретом автора этого произведения. Имена героев: Троекуров, Остап, фельдшер Курятин.
8. Узнайте героя по изображению. Назовите только его имя без фамилии (одно слово).
9. Назовите творческий псевдоним писателя (автора данного произведения), под которым он стал всемирно известен.
Запишите в поле для ответа два слова через пробел.
Образец: Александр Грин
Посмотреть ответ
10. Выберите две характеристики персонажа, которые ему соответствуют.
Оценивается полностью верный ответ.
он живёт в маленьком городке в Америке
у него есть брат
он любит читать книжки и сидеть дома
он не имеет семьи и живёт на улице
Посмотреть ответ
11. Что объединяет данные ниже произведения?
«Вересковый мёд», «Кубок», «Бородино»
Выберите правильный ответ.
принадлежат одному автору
в произведениях рассказывается о сражении
сказочный сюжет
жанр (баллада)
написаны в XIX веке
Посмотреть ответ
12. Что объединяет этих писателей?
П. Мериме и А.П. Чехов
Выберите правильный ответ.
жили в одно время
состояли в переписке
были врачами
один из авторов переводил произведения другого
писали новеллы (рассказы)
Посмотреть ответ
13. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
А.В. Кольцов (1809–1842)
Цветок
(1) Природы милое творенье,
(2) Цветок, долины украшенье,
(3) На миг взлелеянный весной,
(4) Безвестен ты в степи глухой!
(5) Скажи: зачем же так алеешь,
(6) Росой заискрясь, пламенеешь,
(7) И дышишь чем-то, как живым,
(8) Благоуханным и святым?
(9) Ты для кого в степи широкой,
(10) Ты для кого от сёл далеко?
(11) Не для крылатых ли друзей,
(12) Поющих в воздухе степей?
(13) Для них ли, в роскоши, семьями,
(14) Румяной ягодой, цветами
(15) И обаяньем для души
(16) Вы, травы, зреете в тиши?
(17) О, пой, косарь! зови певицу,
(18) Подругу, красную девицу,
(19) Пока ещё, шумя косой,
(20) Не тронул ты травы степной!
(1836)
Укажите род литературы, с которым соотносится текст.
эпос
лирика
драма
Посмотреть ответ
14. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
перекрёстная
кольцевая
парная
Посмотреть ответ
15. В какой СТРОФЕ стихотворения есть олицетворение? Выберите номер строфы.
Посмотреть ответ
16. Укажите строку, в которой есть сравнение.
(1) Природы милое творенье,
(2) Цветок, долины украшенье,
(3) На миг взлелеянный весной,
(4) Безвестен ты в степи глухой!
(5) Скажи: зачем же так алеешь,
(6) Росой заискрясь, пламенеешь,
(7) И дышишь чем-то, как живым,
(8) Благоуханным и святым?
(9) Ты для кого в степи широкой,
(10) Ты для кого от сёл далеко?
(11) Не для крылатых ли друзей,
(12) Поющих в воздухе степей?
(13) Для них ли, в роскоши, семьями,
(14) Румяной ягодой, цветами
(15) И обаяньем для души
(16) Вы, травы, зреете в тиши?
(17) О, пой, косарь! зови певицу,
(18) Подругу, красную девицу,
(19) Пока ещё, шумя косой,
(20) Не тронул ты травы степной!
Посмотреть ответ
17. Среди строк 13–20 найдите строку, в которой есть фольклорный эпитет.
(13) Для них ли, в роскоши, семьями,
(14) Румяной ягодой, цветами
(15) И обаяньем для души
(16) Вы, травы, зреете в тиши?
(17) О, пой, косарь! зови певицу,
(18) Подругу, красную девицу,
(19) Пока ещё, шумя косой,
(20) Не тронул ты травы степной!
Посмотреть ответ
18. В строке 11 использована перифраза (непрямое иносказательное обозначение объекта). Какой объект имеется в виду?
Ответьте одним словом в именительном падеже, множественном числе.
Посмотреть ответ
19. Укажите строки, в которых использована анафора (повторение слов в начале стихотворной строки).
(1) Природы милое творенье,
(2) Цветок, долины украшенье,
(3) На миг взлелеянный весной,
(4) Безвестен ты в степи глухой!
(5) Скажи: зачем же так алеешь,
(6) Росой заискрясь, пламенеешь,
(7) И дышишь чем-то, как живым,
(8) Благоуханным и святым?
(9) Ты для кого в степи широкой,
(10) Ты для кого от сёл далеко?
(11) Не для крылатых ли друзей,
(12) Поющих в воздухе степей?
(13) Для них ли, в роскоши, семьями,
(14) Румяной ягодой, цветами
(15) И обаяньем для души
(16) Вы, травы, зреете в тиши?
(17) О, пой, косарь! зови певицу,
(18) Подругу, красную девицу,
(19) Пока ещё, шумя косой,
(20) Не тронул ты травы степной!
Посмотреть ответ