Все ответы и задания для 5 класса олимпиада по литературе школьный этап 2024 всероссийской олимпиады школьников Москвы дата проведения 12, 13, 14 сентября 2024, далее будет муниципальный этап ВСОШ.
1. Даны отрывки из литературных произведений и иллюстрации.
Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному литературному произведению.
Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за́ руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.
2. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному литературному произведению.
Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли. Её отец, фермер Джон, целый день работал в поле, мать Анна хлопотала по хозяйству. Жили они в небольшом фургоне, снятом с колёс и поставленном на землю. Обстановка домика была бедна: железная печка, шкаф, стол, три стула и две кровати. Рядом с домом, у самой двери, был выкопан «ураганный погреб». В погребе семья отсиживалась во время бурь. Степные ураганы не раз уже опрокидывали лёгонькое жилище фермера Джона. Но Джон не унывал: когда утихал ветер, он поднимал домик, печка и кровати ставились на места, Элли собирала с пола оловянные тарелки и кружки – и всё было в порядке до нового урагана.
3. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному литературному произведению.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
День прошёл – царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
4. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному литературному произведению.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
5. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному литературному произведению.
Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:
– Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?
– Отчего же! – сказала колдунья. – Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок – увидишь, что будет
6. 1. Жила-была бедная сиротка Крошечка-Хаврошечка, и попала она к чужим людям, которые её совсем на работе заморили. И то им подай, и другое принеси, и всё им делай./Хозяйка попалась ей сердитая и взыскательная, и было у ней три дочери. Старшую звали Одноглазкой, среднюю – Двуглазкой, а младшую – Триглазкой.
Эти три девицы только и знали, что за воротами сидели да орешки пощёлкивали, а Хаврошечка и шила, и мыла на них, и всё за ними прибирала, хотя за всё это от них доброго слова не слыхала.
Только и отрады было Хаврошечке: выйти погулять в поле, где паслись коровы. не выбрано
2. Вперёд! Мечом и грудью смелой
Свой путь на полночь пробивай.
Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Ещё ничей в его обитель
Не проникал доныне взор;
Но ты, злых козней истребитель,
В неё ты вступишь, и злодей
Погибнет от руки твоей.
Тебе сказать не должен боле:
Судьба твоих грядущих дней,
Мой сын, в твоей отныне воле. не выбрано
3. Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщён!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут? не выбрано
4) Матушка Добрынюшке говаривала,
Матушка Никитичу наказывала:
«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!
Ты не езди-тко на гору сорочинскую,
Не топчи-тко там ты малыих змеёнышев,
Не выручай же полону там русского,
Не куплись-ка ты во матушке Пучай-реки;
Тая река свирипая,
Свирипая река, сердитая:
Из-за первоя же струйки как огонь сечёт,
Из-за другой же струйки искра сыплется
Из-за третьей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит да сам со пламенью». не выбрано
5. Миша был послушный мальчик, тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.
→ Посмотреть ответ
7. Соотнесите имя героя литературного произведения с портретом автора этого произведения.
Имена героев: Джузеппе, Яльмар, Елисей.
8. Узнайте героя произведения по изображению.
Напишите только его имя без прозвища (одно слово).
9. Выберите две характеристики персонажа, которые ему соответствуют.
колдун
защитник бедных и угнетённых
герой французского эпоса
браконьер
богатырь
→ Посмотреть ответ
10. Что объединяет эти произведения?
«Садко», «Маша и медведь», «Джек и бобовый стебель»
Выберите правильный ответ.
один автор
фольклорные (народные) произведения
одинаковый сюжет
сказки
прозаические тексты
→ Посмотреть ответ
11. Что объединяет этих писателей?
Х.К. Андерсен и А.С. Пушкин
Выберите правильный ответ.
русские писатели
были друзьями
сочиняли сказки
один заимствовал сюжет произведения у другого
были на Кавказе
→ Посмотреть ответ
12. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Н. М. Рубцов (1936–1971)
(1) Моя родина милая,
(2) Свет вечерний погас.
(3) Плачет речка унылая
(4) В этот сумрачный час.
(5) Огоньки запоздалые
(6) К сердцу тихому льнут.
(7) Детки малые
(8) Всё никак не уснут.
(9) Ах, оставьте вы сосочки
(10) Хоть на десять минут.
(11) Упадут с неба звёздочки,
(12) В люльках с вами заснут…
(1964)
Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
перекрёстная
парная
→ Посмотреть ответ
13. Найдите в строках 1–4 олицетворение (перенос качества одушевлённого существа на неодушевлённый объект).
Укажите строку, где использовано олицетворение.
(1) Моя родина милая,
(2) Свет вечерний погас.
(3) Плачет речка унылая
(4) В этот сумрачный час.
→ Посмотреть ответ
14. В стихотворении встречаются определения, которые стоят после определяемого слова. Это особая фигура речи. Как она называется?
эпифора
метафора
инверсия
анафора
гипербола
→ Посмотреть ответ
15. Укажите строку, в которой есть фольклорный (постоянный) эпитет (определение, характерное для народной поэзии).
(1) Моя родина милая,
(2) Свет вечерний погас.
(3) Плачет речка унылая
(4) В этот сумрачный час.
(5) Огоньки запоздалые
(6) К сердцу тихому льнут.
(7) Детки малые
(8) Всё никак не уснут.
(9) Ах, оставьте вы сосочки
(10) Хоть на десять минут.
(11) Упадут с неба звёздочки,
(12) В люльках с вами заснут…
→ Посмотреть ответ
16. В какой строке содержится метафора (выражение, употреблённое в переносном значении, иносказание) со значением «наступила ночь»?
(1) Моя родина милая,
(2) Свет вечерний погас.
(3) Плачет речка унылая
(4) В этот сумрачный час.
(5) Огоньки запоздалые
(6) К сердцу тихому льнут.
(7) Детки малые
(8) Всё никак не уснут.
(9) Ах, оставьте вы сосочки
(10) Хоть на десять минут.
(11) Упадут с неба звёздочки,
(12) В люльках с вами заснут…
→ Посмотреть ответ
17. Что значит слово «люлька»?
подушка
детский стульчик
детская коляска
одеялко
детская кроватка
→ Посмотреть ответ
18. Слово «люлька» является
неологизмом (новым словом)
архаизмом (устаревшим словом)
иностранным словом
→ Посмотреть ответ