Ответы на все задания для 7, 8, 9, 10 и 11 класса олимпиада по экологии 30 октября 2023 ВСОШ муниципального этап официальной всероссийской олимпиады школьников Москвы. На выполнение заданий 7-8 классы – 120 минут 9-11 класс – 180 минут.
Скачать ответы на все задания (уже решили)
Ответы для 7-8 класса
Задание 1. Выберите один из нескольких вариантов Выберите один верный ответ. Птенцы многих видов птиц вылупляются лишённые оперения, слепые и не способные поддерживать постоянную температуру тела, приобретая способность к терморегуляции лишь через несколько дней жизни. Чем объясняется особенность? избеганием эктопаразитов, ориентирующихся на тепловое излучение экономией энергетических ресурсов опасностью перегрева выводка в замкнутом пространстве гнезда избеганием хищников, ориентирующихся на тепловое излучение.
Задание 2. Выберите один из нескольких вариантов Существуют экологические группы растений, которые обитают в экстремально засушливых условиях. При этом в таких условиях существуют как растения – суккуленты (растения, имеющие специальные ткани для запаса воды, рисунок 1), так и растения – склерофиты (растения, способные переносить продолжительную засуху и воздействие высоких температур, рисунок 2). Как вы думаете, какая из этих стратегий более выигрышная в пустынных местообитаниях?
Задание 3. Выберите один из нескольких вариантов Какой тип распространения живых организмов представлен на картинке?
анемофилия
барохория
орнитохория
анемохория
мирмекохория
синзоохория
Задание 4. Выберите один из нескольких вариантов Как называется буроватая дымка в воздухе крупных городов, образовавшаяся из выхлопных газов автомобилей под действием солнечного света?
кислотные осадки
парниковый эффект
озоновая дыра
фотохимический смог
Задание 5. На сегодняшний день почва испытывает серьёзную нагрузку из-за деятельности человека и возрастающих последствий изменения климата, что приводит к катастрофическим последствиям для человека и экосистем. На картинке представлен процесс, к которому приводит деградация почвы. Назовите это явление. фрагментация засоление почвы ветряная эрозия опустынивание.
Задание 6. Выберите один из нескольких вариантов К исчерпаемым потенциально возобновимым ресурсам относятся.
геотермальное тепло
солнечная энергия
полезные ископаемые
почвенные ресурсы
Задание 7. Какое свойство (условие) среды затрудняет обитателям океанов вертикальные миграции?
температура
давление
уровень освещённости
солёность
подводные течения
Задание 8. На графике представлены экологические ниши разных растений по отношению к двум факторам: температуре и влажности. Какой вид является эврибионтом по отношению к влажности, а какой вид по температуре?
вид 3 является эврибионтом по отношению к температуре, вид 2 является эврибионтом
по отношению к влажности
вид 3 является эврибионтом по отношению к двум факторам
вид 4 является эврибионтом по отношению к влажности, вид 3 является эврибионтом
по отношению к температуре
вид 2 является эврибионтом по отношению к температуре, вид 3 является эврибионтом
по отношению к влажности
Задание 9. Выберите правильные варианты ответа Выберите все правильные ответы. К источникам биотоплива относят
нефть
кукурузу
сахарный тростник
солому
свёклу
уран
Задание 10. Инвазивные виды – виды, которые являются несвойственными для данной экосистемы. В сегодняшних реалиях скорость распространения инвазивных видов резко увеличилась. В чём основные причины этого? изменение климата туризм и путешествия природоохранная деятельность высокий уровень экологической грамотности среди населения.
Задание 11. К техногенным источникам электромагнитных полей относят сотовые телефоны сетевой кабель строительный камень (гранит) радоновые источники асбестовые плиты работающий пылесос.
Задание 12. Внимательно рассмотрите фотографии четырёх североамериканских представителей рода Заяц. Как вы думаете, какие из этих видов могут обитать в пустынях?
а) чернохвостый заяц
б) американский заяц-беляк
в) белохвостый заяц
г) антилоповый заяц
Задание 13. Что может сделать каждый из нас, чтобы приостановить дальнейшие климатические изменения?
Популяризация экологичного образа жизни.
Покупка необходимых продуктов и товаров только у импортных производителей.
Участие в экологических акциях по посадке деревьев.
Сжигание отходов на садовом участке.
Использование электроприборов с классом энергоэффективности D.
Ответы для 9 класса
Задание 1. На рисунке показана кривая оптимума для воздействия на организм животных определённого типа органических веществ. Выберите этот тип веществ в приведённом ниже
списке.
токсины
феромоны
витамины
питательные вещества
Задание 2. Экосистемные услуги – важный компонент природного капитала. Выберите услугу, обеспечивающую функционирование всех других услуг и устойчивость
биосферы в целом.
культурные услуги
продовольственные услуги
регулирующие услуги
поддерживающие услуги
Задание 3. На рисунке изображён логистический тип роста численности популяции. Ограничением для роста численности такой популяции является ёмкость среды (на графике она обозначена как «K»). Какая из представленных трактовок является более точной для описания термина «ёмкость среды»?
показатель, отражающий продуктивность среды для существования в ней популяций разных
видов
давление среды, которое препятствует дальнейшему росту численности популяции
максимальная численность популяции, способная существовать при имеющемся количестве
ресурсов
количество ресурсов в среде, необходимое для роста численности популяции
Задание 4 У одного из видов морских птиц Австралии было обнаружено чрезмерное и необратимое разрастание фиброзной ткани в желудке. Учёные установили, что это связано с поступлением в организм …
токсичных поллютантов
микропластика
нефтепродуктов
инвазивных видов моллюсков
Задание 5. Какой показатель может являться ключевой характеристикой экологичности производства и потребления, отражающей влияние на климатическую стабильность?
углеродный след
экологический след
ESG-рейтинг
эквивалент CO2 на единицу продукции
Задание 6. Как называется процесс, в результате которого пионерные сообщества в ходе первичной сукцессии получают доступные соединения азота?
нитрификация
азотофиксация
ассимиляция
денитрификация
Задание 7. На рисунке изображены экологические пирамиды численности для степной и лесной
экосистем. Как вы думаете, с чем связаны наблюдаемые различия?
в лесу продуценты достигают более крупных размеров и, следовательно, обладают более
низкой численностью
в лесу более суровые условия, поэтому численность продуцентов ниже
в лесу продуценты быстрее выедаются консументами 1 порядка
в лесу сильнее выражена конкуренция между продуцентами
Задание 8. Тонкий озоновый слой разрушается под действием химических веществ, выбрасываемых в атмосферу на Земле. Какие вещества относятся к озоноразрушающим?
пропан
ХФУ (соединения хлора)
угарный газ
фреоны (хладоны)
Задание 8. Какие последствия глобального изменения климата наблюдаются в настоящее время в природных экосистемах?
изменение продуктивности экосистем
увеличение видового разнообразия во всех экосистемах
изменение сроков фенологических событий
появление новых морфологических адаптаций
изменение ареалов
увеличение числа генетических изменений
Задание 10. На фото изображено небольшое лесное озеро, зарастающее сплавиной. Среди приведённых ниже утверждений, характеризующих этот процесс, выберите верные. в результате зарастания озера не может сформироваться устойчивое (климаксное)
сообщество сукцессия может привести к формированию лесной экосистемы формирование сплавины началось из-за эвтрофикации водоёма зарастание озера – это первичная сукцессия.
Ответы для 11 класса
ЗАДАНИЕ 1 Введите ответ в текстовое поле Почему современная экология выходит за рамки биологии? Укажите две основные причины.
ЗАДАНИЕ 2 Введите ответ в текстовое поле За счет чего обеспечивается гармония в природных экосистемах, все виды словно «точно подогнаны» друг к другу? Почему это не происходит в результате деятельности человека? Что необходимо для обеспечения гармонии человека и природы? Ответьте на вопросы.
ЗАДАНИЕ 3 Введите ответ в текстовое поле Какие организмы выживают в результате действия естественного отбора? Почему на данной территории представлены именно эти виды живых существ? Почему здесь не представлены другие виды? Ответьте на вопросы.
ЗАДАНИЕ 4 Введите ответ в текстовое поле Почему для адаптации важна изменчивость? Почему для выработки адаптации необходим достаточно высокий потенциал размножения? Почему для становления адаптации необходима наследственность? Ответьте на вопросы.
ЗАДАНИЕ 5 Введите ответ в текстовое поле Чем определяется жизненная форма живых организмов? Почему далекие виды сходной жизненной формы рассматриваются в качестве экологических эквивалентов? Ответьте на вопросы.
ЗАДАНИЕ 6 Введите ответ в текстовое поле Почему сегодня существуют запреты на распространение чужеродных видов в экосистемы? Ответьте на вопрос.
ЗАДАНИЕ 7 Введите ответ в текстовое поле Почему киты поднимаются в высокие широты для нагула? Ответьте на вопрос.
ЗАДАНИЕ 8 Введите ответ в текстовое поле За счет чего человек может жить в неблагоприятных условиях окружающей среды, где не могут жить другие виды живых существ? Ответьте на вопрос.
ЗАДАНИЕ 9 Введите ответ в текстовое поле В чем должна состоять экологическая составляющая любого проекта? Ответьте на вопрос.
ЗАДАНИЕ 10 Введите ответ в текстовое поле Почему экономический рост и охрану природы часто рассматривают в качестве антагонистов? Могут ли эти процессы идти параллельно? Ответьте на вопросы.
ЗАДАНИЕ 11 Введите ответ в текстовое поле В чем состоит связь развития возобновляемой энергетики с решением проблемы сохранения исчезающих ледников? Ответьте на вопрос.