Олимпиада по литературе 9 класс ответы и задания школьный этап 2025 Москва

олимпиада по литературе Олимпиада

Готовы решения заданий школьного этапа 2025 всероссийская олимпиада школьников по литературе 9 класс для учащихся Москвы в 2025-2026 учебном году. В комплект входят все правильные ответы ко заданиям олимпиады. Даты проведения олимпиады назначены на 16, 17, 18 сентября 2025 года.

скачать ответы

Олимпиада по литературе 9 класс школьный этап 2025

1. Выберите подходящий вариант в выпадающем списке. Некоторые фразы из художественных произведений начинают использоваться в качестве идиом в повседневной речи; они носят название «крылатые выражения». Рассмотрите иллюстрации.

Соотнесите крылатые выражения с иллюстрациями к текстам, из которых они происходят.
«Чума на оба ваших дома!»
«В деревню, в глушь, в Саратов!»
«И крестьянки любить умеют!»
«Блажен, кто смолоду был молод»

→ Посмотреть ответ

2. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Прочитайте крылатое выражение, определите, из какого оно произведения (запишите без кавычек и прочих символов), и укажите фамилию автора.
«Чума на оба ваших дома!»
Название произведения — Заполните пропуск
Фамилия автора — Заполните пропуск

Ответ: А) «Чума на оба ваших дома!» Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»

3. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
«В деревню, в глушь, в Саратов!»
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия автора – Заполните пропуск

Ответ: Б) «В деревню, в глушь, в Саратов!» Александр Грибоедов «Горе от ума»

4. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
«И крестьянки любить умеют!»
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия автора – Заполните пропуск

Ответ: В) «И крестьянки любить умеют!» «Бедная Лиза» Николай Карамзин

5. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
«Блажен, кто смолоду был молод».
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия автора – Заполните пропуск

Ответ: Г) «Блажен, кто смолоду был молод». Александр Пушкин «Евгений Онегин»

6. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (изначально устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Существует также такой феномен, как «неосознанное авторство»: когда автор есть, но он не считает себя автором текста, поскольку не воспринимает содержание текста как результат творческого вымысла. Этот феномен часто встречается на ранних этапах развития литературы. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: авторский, с неосознанным авторством (анонимный) или фольклорный.

1. Но не десять соколов пускал
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, –
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Ответ: Б) Текст с неосознанным авторством

2. Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали…
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.

Ответ: А) Литературный авторский

3. Эй, ухнем! Эй, ухнем!
Ещё разик, ещё раз!
Разовьём мы берёзку,
Разовьём мы кудряву!
Ай-да, да ай-да, ай-да, да ай-да,
Разовьём мы кудряву.

Ответ: В) Фольклорный

4. Жила-была маленькая девочка. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так про неё и говорили: – Вот Красная Шапочка идёт! Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке: – Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Ответ: А) Литературный авторский

5. Во славном было городе, Кронштате,
Гостиный сын по улице гуляет,
И он носит красно золото на цевке,
Окатистый крупный жемчуг на атласе.
Из высокого из нового терема
Увидела душа красная девица.
«Ах ты, душечка удалый, добрый молодец!
Ты продай, продай красно золото на цевке,
А окатистый крупный жемчуг на атласе!»
Да что взговорит удалый добрый молодец:
«Ах ты, душечка, душа, красна девица!
Красно золото на цевочке не чисто,
А окатистый крупен жемчуг не крупен.
Приходи, красна девица, к синю морю,
Ко тому ли ко хорошему кора̀блю,
Как в городе люди приумолкнут,
А в тереме свечки приутухнут,
И батюшка с матушкой спать лягут».

7. Выберите подходящий вариант в выпадающем списке

→ Посмотреть ответ

8. Художественное творчество принято представлять фольклорными (изначально устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Существует также такой феномен, как «неосознанное авторство»: когда автор есть, но он не считает себя автором текста, поскольку не воспринимает содержание текста как результат творческого вымысла. Этот феномен часто встречается на ранних этапах развития литературы. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: авторский, с неосознанным авторством (анонимный) или фольклорный.

1866 год ознаменовался удивительным происшествием, которое, вероятно, ещё многим памятно. Не говоря уже о том, что слухи, ходившие в связи с необъяснимым явлением, о котором идёт речь, волновали жителей приморских городов и континентов, они ещё сеяли тревогу и среди моряков. Купцы, судовладельцы, капитаны судов, шкиперы как в Европе, так и в Америке, моряки военного флота всех стран, даже правительства различных государств Старого и Нового Света были озабочены событием, не поддающимся объяснению.

Дело в том, что с некоторого времени многие корабли стали встречать в море какой‑то длинный, фосфоресцирующий, веретенообразный предмет, далеко превосходивший кита как размерами, так и быстротой передвижения.

В том селе был у одного козака, прозвищем Коржа, работник, которого люди звали Петром Безродным; может, оттого, что никто не помнил ни отца его, ни матери. Староста церкви говорил, правда, что они на другой же год померли от чумы; но тётка моего деда знать этого не хотела и всеми силами старалась наделить его роднёй, хотя бедному Петру было в ней столько нужды, сколько нам в прошлогоднем снеге. Она говорила, что отец его и теперь на Запорожье, был в плену у турок, натерпелся мук бог знает каких и каким-то чудом, переодевшись евнухом, дал тягу. Чернобровым дивчатам и молодицам мало было нужды до родни его. Они говорили только, что если бы одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову шапку из чёрных смушек с щегольским синим верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красивой оправе, то заткнул бы он за пояс всех парубков тогдашних.

Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чём разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных.
Всё же при этом не спас он товарищей, как ни старался.

→ Посмотреть ответ

9. Установите соответствие между текстами и изображениями. Затем запишите название произведения, из которого взят отрывок, а также фамилию автора данного текста (если автор выпустил произведение под псевдонимом, то напишите только псевдоним).

Я повернулся и пошёл от него прочь. С полчаса гулял я по виноградным аллеям, по известчатым скалам и висящим между них кустарникам. Становилось жарко, и я поспешил домой. Проходя мимо кислосерного источника, я остановился у крытой галереи, чтоб вздохнуть под её тенью, это доставило мне случай быть свидетелем довольно любопытной сцены. Действующие лица находились вот в каком положении. Княгиня с московским франтом сидела на лавке в крытой галерее, и оба были заняты, кажется, серьёзным разговором. Княжна, вероятно допив уж последний стакан, прохаживалась задумчиво у колодца. Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было.

10. Выберите несколько вариантов ответов
Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения – ​
Фамилия (псевдоним) автора –

→ Посмотреть ответ

11. Выберите подходящий вариант на изображении

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовью к искусству;
Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слёзы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрёкся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушённый,
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять ещё о славе.

12. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия (псевдоним) автора – Заполните пропуск

→ Посмотреть ответ

13. Выберите подходящий вариант на изображении
Дом деда был наполнен горячим паром взаимной вражды всех со всеми; она охватывала взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие. Впоследствии из рассказов бабушки я узнал, что мать приехала как раз в те дни, когда её братья настоятельно требовали у отца раздела имущества. Неожиданное возвращение матери ещё более обострило и усилило их желание выделиться. Они боялись, что моя мать потребует приданое, причитающееся ей, но удержанное дедом, потому что она вышла замуж «самовольно», против его воли. Дядья считали, что это приданое должно быть поделено между ними. Они также давно и жестоко ссорились друг с другом о том, кому открыть мастерскую в городе, кому – за Окой, в слободе Кунавино.

14. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия (псевдоним) автора – Заполните пропуск

→ Посмотреть ответ

Выберите один из нескольких вариантов
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Гавриил Романович Державин (1743–1816)
Ключ

→ Посмотреть ответ

(1) Источник шумный и прозрачный,
(2) Текущий с горной высоты,
(3) Луга поит, долы злачны,
(4) Кропящий перлами цветы,
(5) О, коль ты мне приятен, любезен!

(6) Ты чист – и восхищаешь взоры,
(7) Ты быстр – и утешаешь слух;
(8) Как серна, скачуща на горы,
(9) Так мой к тебе стремится дух,
(10) Желаньем петь тебя горящий.

(11) Когда в струи твои сребристые
(12) Глядится красная заря,
(13) Какие пурпуры огнистые
(14) И розы пламенны, горя,
(15) С паденьем вод твоих катятся!

(16) Гора в день ясный покровенну
(17) Себя в тебе любуясь зрит;
(18) В твоих водах изображенну
(19) Дуброву ветерок струит,
(20) Волнует жатву золотую.

(21) Багряным бег твой становится,
(22) Как солнце катится с небес;
(23) Лучом кристалл твой загорится,
(24) В дали начнёт синеться лес,
(25) Туманов море разольётся.

(26) О! коль ночною темнотою
(27) Приятен вид твой при луне,
(28) Как бледны холмы над тобою
(29) И рощи дремлют в тишине,
(30) А ты один, шумя, сверкаешь!..

15. Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
хорей
дактиль
ямб
анапест

Ответ: б) ямб

16. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
перекрёстная
кольцевая
парная
нет рифмы

Ответ: перекрёстная

17. Напишите ответ в строке (без учета регистра)
Как называется троп, использованный в строке 12?
Ответьте одним словом в И.п., ед. ч.

→ Посмотреть ответ

18. Выберите один из нескольких вариантов
Как называется строфа, которой написано стихотворение?
квинтет
дистих
терцет
катрен

скачать ответы

Смотрите на сайте олимпиады:

Оцените статью