Олимпиада по литературе 5-11 класс ответы и задания школьный этап 2025

олимпиада по литературе Олимпиада

Готовы решения заданий школьного этапа 2025 всероссийская олимпиада школьников по литературе для Московской области в учебном году 2025–2026. Олимпиадные материалы подготовлены для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов. В комплект входят все необходимые ответы к заданиям. Даты проведения олимпиады назначены на 12, 13, 14 сентября 2025 года.

скачать ответы

Олимпиада по литературе 5 класс

1. К жанрам обрядового фольклора относят сказки, легенды, мифы, пословицы, поговорки и былины. Произведения фольклора могут существовать только в устной форме. Если записать колыбельную песню, она перестанет быть фольклором. Обрядовый фольклор связан с народным земледельческим календарём и сменой времён года. Литературные сказки, написанные авторами, также относятся к фольклору

Ответ: Обрядовый фольклор связан с народным земледельческим календарём и сменой времён года.

2. Первоклассник Миша дал интервью школьному журналу «Почитайкин». Он делится своими первыми впечатлениями, но ещё не знает многих слов про книжки. Прочитайте, что рассказывает Миша, и помогите ему правильно назвать часть книги, о которой он говорит. Выберите верный вариант.
«Я дочитал книгу до конца, но оказалось, что это ещё не всё! После основной части был небольшой текст. В нём автор подводил итоги, делился своими мыслями, благодарил читателя.
Это было как прощание после долгого увлекательного путешествия».
послесловие
форзац
вывод
эпилог

Ответ: послесловие

3. Вам дано уравнение, в котором за X скрывается театральный термин. Найдите X, выберите верный вариант. X = фраза, которую произносит персонаж драмы в ответ на высказывание другого действующего лица.
реплика
замечание
предложение
ремарка

Ответ: реплика

4. Быль да небыль
Отметьте название былины, которой не существует.
«Илья Муромец и Соловей–разбойник»
«Святогор–богатырь»
«Первый бой Ильи Муромца»
«Алёша Попович и Змей Горыныч»

Ответ: «Первый бой Ильи Муромца»

5. По стопам сюжета В каждом пропуске из выпадающего списка выберите один верный ответ. Прочитайте текст и выберите термин, который пропущен.
Композиция каждого произведения имеет конкретные структурные элементы. Например,
начинается всё с экспозиции, а вот завершает сюжет, показывает исход конфликта и судьбу героев.

Ответ: развязка

6. Прочитайте отрывки из стихотворения А. А. Фета «Весенний дождь». В каком из отрывков есть эпитет? Выберите верный вариант.
И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса
И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса
Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет,

Ответ: и будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса

7. В данном задании несколько верных утверждений. Выберите все, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или не выбрано верное, балл снижается. Выберите все верные утверждения о сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Сказка Пушкина имеет прозаическую форму.
Королевича в сказке Пушкина зовут Алексей.
Мачеха царевны умирает в конце сказки.
Царевне в сказке не дано конкретное имя

Ответ: царевне в сказке не дано конкретное имя.

8. В каждом пропуске из выпадающего списка выберите один верный ответ. Перед вами предложения, в которых потерялись литературоведческие термины.Расставьте все слова на нужные места. В басне «Стрекоза и Муравей» Стрекоза олицетворяет легкомысленность, а Муравей — трудолюбие. Крылов использует приём под названием
Фраза «сто лет не виделись» — это яркая
В строчке «Какое лето, что за лето» Ф. И. Тютчев пользуется приёмом, который называется
Когда писатель или поэт сопоставляет два разных объекта, чтобы сделать образ ярче и
понятнее, он использует , например, «Люди, как пчелки»

9. В данном задании несколько верных ответов. Укажите все, которые Вы считаете верными, однако обратите внимание, что в случае, если не все верные ответы отмечены или отмечен неверный вариант, балл обнуляется. Прочитайте отрывок из рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства». Отметьте все утверждения, которые правильно отражают содержание отрывка. «И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.

И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара… – Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой? А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал: – Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером». Рассказчик передумал становиться боксёром из–за того, что ему разонравился этот спорт. «Мишка» написано с большой буквы потому, что это имя брата рассказчика, с которым они собирались заниматься боксом. Рассказчик не захотел использовать любимую игрушку как грушу для битья и поэтому сказал маме, что никогда не будет боксёром. Несмотря на то что рассказчик называет Мишку «мой бывший лучший друг», он до сих пор испытывает к нему тёплые чувства.

10. В данном задании несколько верных утверждений. Выберите все, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или не выбрано верное, балл снижается. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова и отметьте все верные утверждения о его форме и содержании.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.
Не все слова в конце стихов рифмуются друг с другом.
Самое частое средство выразительности, которое встречается в стихотворении, — сравнение.
Строфа стихотворения состоит из двух стихов.
Сосна и пальма в стихотворении наделены чертами живых существ.

11. В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например: Пушкин Перед вами цитата из знакомого вам текста Пушкина, но главное имя в ней заменено именем персонажа из другого произведения. Разгадайте, кто скрывается за литературной маской, и введите ТОЛЬКО настоящее имя героя из произведения Пушкина. Например: Салтан
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Сверчок, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей.

12. Малые, да удалые В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада Перед вами четыре текста, которые относятся к малым жанрам фольклора, и пять названий жанров, среди которых одно — лишнее. Определите тот малый жанр, который не соответствует ни одному примеру, и запишите ТОЛЬКО его название в поле ответа. Например: небылица Список жанров: пословица, считалка, небылица, частушка, поговорка
1. За семь верст киселя хлебать.
2. Шишел-вышел вдруг пришёл,
На боярский двор зашёл,
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.
3.Ты зачем сюда пришёл?
Шишел-вышел, вон пошёл!
4.На столе лежит арбуз,
На арбузе муха,
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо.
5. На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

13. Архаизмы — устаревшие слова, которые часто встречаются в фольклоре и в произведениях, имитирующих фольклор. Многие из них в современном языке имеют привычные нам синонимы. Установите соответствие между архаизмами (выделены жирным) и их синонимами. Синонимы даны в той грамматической форме, которая соответствует грамматической форме архаизма.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
(А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
(А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Прелестна прелестью небрежной,
В одной сорочке белоснежной
Ложится почивать она.
Со вздохом девы поклонились,
Скорей как можно удалились
И тихо притворили дверь.
(А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

14. Дело Андерсена: спасти сказку В Международную комиссию по правам сказочников обратился Ханс Кристиан Андерсен, потому что к нему в сказку «Дикие лебеди» проник злой Насмешник и испортил сюжет до неузнаваемости. Автор попросил как можно скорее устранить беспорядок и вернуть сказку к её должному виду. Поучаствуйте в работе комиссии, выберите из списка всё, что НЕПРАВИЛЬНО воспроизводит сюжет сказки Андерсена «Дикие лебеди» Элиза, несмотря на свою немоту, смогла отказаться выйти замуж за короля, за что её приговорили к казни.
Элиза должна была молчать, чтобы спасти братьев, и поэтому не смогла отказать королю и уехала с ним в замок.
Змеи, с помощью которых мачеха хотела навредить Элизе, превратились в розы, потому что Элиза
была настолько невинна, что колдовство на неё не действовало.
Мачеха прогнала братьев, превратив их в лебедей, а Элизу оставила расти в замке на правах горничной.
У короля было двенадцать детей, Элиза и одиннадцать братьев.
Мачеха не смогла заколдовать Элизу и поэтому решила вымазать её вонючей мазью и соком грецкого ореха, чтобы отец не узнал дочь и выгнал её.

15. Мораль в басне — это заключительная часть, которая содержит основную идею, нравственный урок, вытекающий из сюжета. Пословица — ёмкое изречение, также содержащее законченный смысл и мораль. Перед вами названия басен И. А. Крылова, вспомните, о чём в них идёт речь. Сопоставьте каждое название с пословицей, которая лучше всего отражает мораль басни.
«Волк на псарне»
«Зеркало и обезьяна»
«Ворона и Лисица»
«Свинья под дубом»
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться
Льстец под словами – змей под цветами.
Сколько верёвочке ни виться, а конец будет.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

скачать ответы

Олимпиада по литературе 6 класс

1. Прочитайте определение средства художественной выразительности и выберите примеры, в которых оно используется.
«… – это образное определение, которое подчеркивает какое-либо свойство предмета или
явления и обладает особой художественной выразительностью»
Прозрачный звук
Угасшее веселье
Деревья трепещут
Пожилая женщина

Ответ: Прозрачный звук; Угасшее веселье

2. В поиске рифмы Перед вами три строфы из разных стихотворений. Найдите ту, которая соответствует следующей рифмовке: АБАБ
А) Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Б) Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
В) Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
А
Б
В

Ответ: A

3. Я никогда не… В данном задании несколько верных утверждений. Выберите все, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или не выбрано верное, балл снижается. Представьте, что вы играете в «Я никогда не…» с известными русскими писателями. Автор, изображенный на картинке, говорит: «Я никогда не писал этих произведений!» Чтобы выиграть, вам необходимо выбрать эти тексты из перечисленных ниже.

«Лошадиная фамилия»
«Руслан и Людмила»
«Ночь перед Рождеством»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Ответ: Руслан и Людмила; Ночь перед Рождеством; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

4. Соотнесите род литературы с его характеристикой.
драма
эпос
лирика
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
тексты этого рода литературы открываются, как правило, списком действующих лиц
для этого рода литературы зачастую характерна художественная выразительность, насыщенная звукопись (аллитерация и ассонанс), использование рифмы и соблюдение определенного ритма рассказ, очерк, новелла – малые жанры рода литературы, для которого свойственна событийность и присутствие автора-повествователя

Ответ: драма → списком действующих лиц; лирика → художественная выразительность…; эпос → рассказ, очерк…

5. Облако слов
В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например: Толстой
Одно известное стихотворение попало в вихрь и теперь представляет собой бесформенное «облако» – набор разбросанных слов из этого произведения. Восстановите этот текст, опираясь на ключевые образы, и укажите в ответе фамилию его автора.

Ответ: Лермонтов

6. Представьте, что вы работник Третьяковской галереи, где скоро состоится выставка, посвященная великим русским произведениям XIX в. Перед вами – экспозиция из трех объектов (картин или скульптур), в которых кроется одно литературное произведение. Опираясь на свои знания и ассоциации, дайте название этой экспозиции.

Укажите фамилию автора. В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков
препинания и дополнительных символов, например: Толстой
Укажите название литературного текста. В ответ укажите в именительном падеже ЧЕРЕЗ пробел,
БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: Московская кольцевая
автомобильная дорога

Ответ: Гоголь; Мертвые души

7. Попробуйте по ОЧЕНЬ краткому описанию определить, о каком произведении идет речь. В ответе укажите его название с большой буквы. «Находчивый мальчишка-проказник, который не слушался тетю и прогуливал школу, пережил много разных приключений: белил забор, стал свидетелем убийства и выступил в суде, заблудился в пещере, нашел клад и разбогател».

Ответ: Приключения Тома Сойера

8. Все страньше и страньше… все чудесатее и чудесатее…
Перед вами две иллюстрации к одному литературному произведению, которое вам предстоит узнать. Картинки могут показаться странными, но они в точности повторяют описанное в тексте. В ответе укажите фамилию автора и название этого произведения с большой буквы без кавычек.

Укажите фамилию автора
Укажите название произведения

9. Народные сказки, как вы возможно знаете, бывают разных видов: волшебные, бытовые и о животных. Попробуйте, опираясь на названия сказок и ваш читательский опыт, соотнести каждую сказку с ее видом.
Теремок
Сивка-бурка
Жена-спорщица
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Бытовая сказка
Сказка о животных
Волшебная сказка

10. Вы знаете, что герой древнегреческой мифологии Геракл, будучи на службе у трусливого царя Эврисфея, совершил двенадцать великих подвигов. Его могучая сила и находчивый ум помогли ему справиться со всеми испытаниями, которые готовил ему правитель. Перед вами 12 Геракловых подвигов, но не все из них он действительно совершал. Найдите те, которые точно
были описаны в мифологии
Уничтожил Кербера (Цербера) палицей
Поймал Лернейскую птицу
Очистил Авгиевы конюшни
Победил Соловья-разбойника
Поймал Критского быка
Уничтожил Стимфалийских птиц
Поймал Эриманфского вепря
Добыл серебряные груши из сада Диомеда
Укротил золотого ворона
Похитил яблоки Гесперид
Выкрал Немейского тигра
Вывел свое племя из темного леса

11. Прочитайте перевод произведения одного известного французского писателя и догадайтесь, к какому жанру относится этот текст. Укажите в ответе, какие черты этому жанру свойственны.
«Кто хочет обмануть другого, тот нередко
Сам попадается», — сказал Марлен давно.
Сужденье это очень метко,
Да жаль, в наш век состарилось оно;
Однако же вернусь к повествованью.
У берега пруда откормлена, жирна,
Предавшись сладкому мечтанью,
Сидела Крыса: видимо, она
Совсем была не склонна к воздержанью.
С ней разговор Лягушка завела
И молвила: «Я угощу на славу,
Пойдем ко мне». Пришелся зов по нраву —
И Крыса радостно согласие дала.
Какие ж тут еще, казалось бы, приманки!
Однако же Лягушка ей поет
О редкостях трясины и болот,
О прелестях диковинной гулянки
Под гладью тинистою вод,
О том, как, побродив по всем болотам этим,
Она вернется с гордостью домой
И в добрый час расскажет детям
Про жителей страны чужой,
Про управленье, общество и нравы
Лягушечьей державы.
Все хорошо, да горе только в том,
Что Крыса плавает с трудом.
Но Квакушка и здесь нашлася: Крысы ногу
К своей ноге привязывает вмиг,
С подругой вместе в воду — прыг!
И вот пускаются в дорогу…
Но, очутясь среди болот,
Хозяйка гостью тянет в лоно вод,
Чтоб, все обычаи коварно нарушая,
Скорей в болоте Крысу утопить.
Пожива, дескать, не простая,
Такой кусок не шутка раздобыть!..
Лягушка про себя мечтает. Крыса ж бьется,
Взывает к небесам. Лягушка знай смеется,
Да тянет Крысу вниз… Среди борьбы такой
Вдруг Коршун закружил в выси под облаками.
Увидел Крысу он, упал с небес стрелой,
Схватил ее, взвился и — вытащил когтями
Лягушку с Крысой заодно:
Погибнуть им обеим суждено.
А Коршун рад: событие такое
Не принесло ему вреда,
На ужин рыбу и жаркое
Заполучил он без труда.
Таков судьбы закон суровый,
Предупрежденье шлет он нам;
Кто для других сплетает ковы,
В них попадает часто сам!
важной особенностью этого жанра является наличие морали
видным автором, работающим в этом жанре, был Иван Андреевич Крылов
как правило, этот жанр имеет стихотворную форму
в основе этого жанра лежит легендарное или историческое событие
для этого жанра характерна большая протяженность времени внутри произведения (от 1 дня до нескольких лет) чаще всего, произведения, написанные в этом жанре, лишены комических черт (иронии, сарказма, сатиры)
аллегория – важнейший прием для этого жанра
героями произведений, созданных в этом жанре, часто становятся богатыри
этот жанр был особенно популярен в эпоху классицизма

12. Многие писатели, творчество которых мы любим и до сих пор читаем, жили сто, двести и даже больше лет назад. Казалось бы, связь с ними совсем истончилась, но нет. Людям удается сохранить ее, поддерживая жизнь тех мест, в которых писатели росли, жили, творили или просто бывали. Можно увидеть вещи, принадлежавшие когда-то Льву Толстому, черновики поэм и стихов, написанные рукой Марины Цветаевой, и многое другое. Перед вами описание одного такого литературного места. Докажите, что связь времен не оборвалась, укажите фамилию писателя, с которым связано это место.
«*** – имение бабушки поэта Елизаветы Алексеевны в Пензенской губернии, в котором прошло детство ***. В *** будущий поэт жил с 1815 по 1827 год, здесь он получил прекрасное домашнее образование. В *** проявилась его ранняя склонность к рисованию и стихотворству. Впечатления от этого места, воспоминания детства отразились во многих произведениях поэта. В *** продолжают бытовать устные предания о ***, о его добром отношении к крестьянам, о его щедрости. В настоящее время *** – историко-литературный музей-заповедник, который ежегодно посещают тысячи любителей поэзии ***»

13. Антитеза – это прием противопоставления, благодаря которому авторам удается сталкивать между собой совершенно противоположные образы и явления и, например, усиливать эмоциональность конфликтов. Перед вами отрывок известного произведения, который прошел через черно-белый фильтр, и некоторые его слова заменились антонимами. Восстановите «верные цвета» и напишите (с большой буквы), из какого произведения взяты эти строки. Есть мужчины в иностранных городах
С беспокойством в лице,
С неловкими слабыми движениями,
С походкой, с рабским взглядом.
[…]
В игре они медленнее черепахи,
В беде – струсят, не спасут,
Конь их собьет на скаку,
Из горящей избы первыми выбегут.

14. Читая произведения классиков, мы иногда задумываемся: а почему они вообще это написали? Чем вдохновлялся Пушкин, когда создавал «Повести Белкина»? Боялся ли чего то Гоголь, когда писал свои страшные истории? В кого был влюблен Лермонтов, сочиняя любовные стихи? Для того, чтобы найти ответы на подобные вопросы, необходимо заглянуть в биографию автора – там кроется много интересного и важного для понимания произведений. Выберите из приведенных ниже фактов те, которые соответствуют действительности и имели место в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин – современник А.П. Чехова и даже был с ним знаком Поэт не получил никакого образования, кроме домашнего, как и многие дворяне того времени

Он написал много произведений на исторические темы
Поэт родился в Санкт-Петербурге
Пушкин вырос в литературной среде
Пушкин несколько раз бывал в ссылке
Пушкин умер в возрасте 86 лет во Франции
Среди друзей Пушкина были участники Декабристского восстания
Саша начал сочинять стихи еще в раннем детстве

15. Композиция одного произведения оказалась перепутана, и вместо стройного порядка части текста находятся в хаосе. Помогите соединить отрывки текста с верными элементами композиции.

— Не волнуйтесь, тётя Оля и дядя Коля, я знаю, как нам надо поступить, чтобы вы не остались без калош. Я возьму все Лелины и Минькины игрушки, продам их тряпичнику, и на вырученные деньги мы приобретём вам новые калоши. Мы с Лелей заревели, услышав этот приговор. Но папа сказал: — Это ещё не всё. В течение двух лет я запрещаю Леле и Миньке кушать мороженое. А спустя два года они могут его кушать, но всякий раз, кушая мороженое, пусть они вспоминают эту печальную историю. В тот же день папа собрал все наши игрушки, позвал тряпичника и продал ему всё, что мы имели. И на полученные деньги наш отец купил калоши тёте Оле и дяде Коле.

Когда я был маленький, я очень любил мороженое. Конечно, я его и сейчас люблю. Но тогда это было что-то особенное — так я любил мороженое. И когда, например, ехал по улице мороженщик со своей тележкой, у меня прямо начиналось головокружение: до того мне хотелось покушать то, что продавал мороженщик. И моя сестрёнка Леля тоже исключительно любила мороженое. И мы с ней мечтали, что вот, когда вырастем большие, будем кушать мороженое не менее как три, а то и четыре раза в день. Но в то время мы очень редко ели мороженое. Наша мама не позволяла нам его есть. Она боялась, что мы простудимся и захвораем. И по этой причине она не давала нам на мороженое денег.

И вот однажды летом мы с Лелей гуляли в нашем саду. И Леля нашла в кустах калошу. Обыкновенную резиновую калошу. Причём очень ношенную и рваную. Наверное, кто нибудь бросил её, поскольку она разорвалась. Вот Леля нашла эту калошу и для потехи надела её на палку. И ходит по саду, машет этой палкой над головой. Вдруг по улице идёт тряпичник. Кричит: «Покупаю бутылки, банки, тряпки!». Увидев, что Леля держит на палке калошу, тряпичник сказал Леле: — Эй, девочка, продаёшь калошу?

Тряпичник дал Леле три монетки по копейке и, спрятав калоши в мешок, ушёл. Мы с Лелей моментально побежали домой и стали прощаться с мамиными гостями: с тётей Олей и дядей Колей, которые уже одевались в прихожей. Вдруг тётя Оля сказала: — Что за странность! Одна моя калоша тут, под вешалкой, а второй почему-то нету. Мы с Лелей побледнели. И стояли не двигаясь.

И вот, дети, с тех пор прошло много лет. Первые два года мы с Лелей действительно ни разу не ели мороженого. А потом стали его есть и всякий раз, кушая, невольно вспоминали о том, что было с нами. И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей привычке думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?»
1
2
3
4
5
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
завязка
кульминация
развязка
эпилог
экспозиция

скачать ответы

Олимпиада по литературе 7 класс

1. Обратите внимание, что баллы выставляются только за ПОЛНОСТЬЮ верный ответ.
Перед вами портреты известных русских литературных деятелей. Догадайтесь, кто на них
изображен, и расположите их на хронологической линейке «по старшинству» (от старшего к младшему).

Ответ: Пушкин → Гоголь → Лермонтов → Некрасов

2. Учитель дал задание своим ученикам – сложить из отдельных строчек строфу одного известного стихотворения М.Ю. Лермонтова. Посмотрите, как они справились, и определите, какой тип рифмовки получился в созданной ими строфе.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Или друзей клевета ядовитая?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?

Ответ: перекрестная

3. Произведение одного известного автора попало в «облако слов» и превратилось в набор
отдельных слов и словосочетаний, ключевых для этого текста. Определите, что это за
произведение, и найдите автора, который его написал.

А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
Н.А. Некрасов

Ответ: Пушкин; Песнь о вещем Олеге

4. В поэзии существует интересное явление – верлибр. С французского верлибр (vers libre) дословно переводится как «свободный стих». Прочитайте верлибр Афанасия Фета и подумайте, от чего
«свободны» его строки.
Ночью как-то вольнее дышать мне,
Как-то просторней…
Даже в столице не тесно!
Окна растворишь:
Тихо и чутко
Плывет прохладительный воздух.
А небо? А месяц?
О, этот месяц-волшебник!
Как будто бы кровли
Покрыты зеркальным стеклом,
Шпили и кресты – бриллианты;
А там, за луной, небосклон —
Чем дальше – светлей и прозрачней.
Смотришь – и дышишь,
И слышишь дыханье свое,
И бой отдаленных часов,
Да крик часового,
Да изредка стук колеса
Или пение вестника утра.
Вместе с зарею и сон налетает
на вежды,
Светел, как призрак.
Голову клонит, – а жаль от окна
Оторваться!
от метра и рифмы
от строфики и звукописи
от анафоры и повторов
от рифмы и многосоюзия
от эпитетов и рифмы

Ответ: от метра и рифмы

5. Обратите внимание, что баллы выставляются только за ПОЛНОСТЬЮ верный ответ Герои произведений Антона Павловича Чехова часто носят говорящие фамилии и поэтому хорошо запоминаются. Соотнесите фамилию героя и произведение, в котором она присутствует. Обратите внимание: одна фамилия лишняя!
«Лошадиная фамилия»
«Смерть чиновника»
«Хамелеон»
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Земляника
Бризжалов
Хрюкин
Овсов

Ответ: Лошадиная фамилия – Бризжалов; Смерть чиновника – Овсов; Хамелеон – Хрюкин

6. Вы прекрасно знаете, что каждому роду литературы свойственны определенные «внешние» черты и особенности содержания. Например, для эпоса характерны повествовательность и отсутствие рифмы, а для драмы – наличие острого конфликта. Перед вами отрывок из произведения на французском языке. Попробуйте, опираясь лишь на внешние особенности текста (шрифт, расположение строк и слов и т.д.), предположить, к какому роду литературы он относится.
L’ALBATROS
Souvent, pour s’amuser, les hommes d’equipage
Prennent des albatros, vastes oiseaux des mers,
Qui suivent, indolents compagnons de voyage,
Le navire glissant sur les gouffres amers.
Ce voyageur aile, comme il est gauche et veule!
Lui, naguere si beau, qu’il est comique et laid!
L’un agace son bec avec un brule–gueule,
L’autre mime, en boitant, l’infirme qui volait!
A peine les ont-ils deposes sur les planches,
Que ces rois de l’azur, maladroits et honteux,
Laissent piteusement leurs grandes ailes blanches
Comme des avirons trainer a cote d’eux.
драма
эпос
лирика

Ответ: лирика

7. Часто, не успев подготовиться к уроку по литературе как следует, мы с надеждой обращаемся к кратким содержаниям произведений. Определите по ОЧЕНЬ краткому содержанию, о каком произведении идет речь. Напишите фамилию автора и название произведения без кавычек и с заглавной буквы. «На одну семью одна за другой сыплются несчастья и болезни. Отец семейства даже думает о самоубийстве, но ему встречается врач, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем». Укажите фамилию автора
Укажите название произведения. В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 2 слов в именительном
падеже ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: Осенняя соната

Ответ: Чехов; Степь

8. Перед вами фрагмент, взятый из повести Льва Толстого «Детство». Определите, какой вид художественного описания, помогающий раскрыть окружающий и внутренний мир
героя, преобладает в этом отрывке. «Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой — стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив лес; далеко в лесу видна избушка сторожа»

9. Прочитайте отрывок из повести И.С. Тургенева «Бежин луг» и соотнесите выделенные цифрами места со средствами художественной выразительности, которые им соответствуют. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то (1) трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами (2) гуляют по дорогам через пашню. Между тем ночь приближалась и росла, (3) как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины (4) лилась темнота
трогательной
гуляют по дорогам через пашню
как грозовая туча
лилась темнота
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
олицетворение
литота
метафора
гипербола
эпитет
сравнение

10. Добро пожаловать на кухню русского фольклора! Вам предстоит, внимательно прочитав инструкции, определить засекреченный фольклорный жанр. Определите, какое «блюдо» у вас получилось, и выберите из перечня героев тех, которые появляются в произведениях этого жанра. Подсказка: этот жанр считается лиро-эпическим и был особенно популярен в Англии и Шотландии.
Блюдо: ???
Время приготовления: с XIV – XIX вв., в России: XVIII-XIX вв

Садко
Робин Гуд
Шериф
Одиссей
Царь Эврисфей

11. Когда мы изучаем не только литературные произведения, но и биографии писателей, многое становится гораздо понятнее и интереснее. Где писатель жил, чем вдохновлялся, что о нем думали, и что он сам думал о чем-то… Представим, что мы прямо сейчас можем заглянуть в «диалоги» и дневники писателей и узнать их мнение друг о друге. Попробуйте понять по этим придуманным сообщениям в чате, о каком писателе идет речь, и кто о нем отзывается.

Укажите фамилию автора, о котором идет речь Укажите фамилию автора, который отзывается о первом авторе.

12. Чтобы увеличить изображение, нажмите на него. С каждым днем машинный перевод становится все более точным, однако он все еще далек от совершенства. Самые большие сложности возникают в работе с древними языками. С помощью онлайн-переводчика известное стихотворение русского поэта XIX века было переведено на латынь, а с латыни – обратно на русский. Помогите алгоритмам искусственного интеллекта и напишите, из какого стихотворения взят переведенный отрывок, и кто автор исходного текста. Пример ответа: Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный (Фамилия без инициалов с заглавной буквы и название без кавычек. Названием стихотворения может быть его первая строчка).

Укажите фамилию автора. В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например: Толстой Укажите название литературного текста. В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 6 слов в именительном падеже ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: Осенняя соната

13. Перед Вами поэтический текст, написанный в духе пародии на известный лирический жанр и сохранивший его основные черты. Укажите, какие из приведенных черт свойственны загаданному жанру.

О, плод златой, дитя июля!
Ты солнца дивный поцелуй.
Природа жар в тебя вдохнула,
А ты нам счастие даруй.
Ты князь садов, варенья царь,
Компотов славный государь,
О, Абрикос! Души отрада,
Восточный бархатный кафтан.
Впадая в сладостный дурман,
Тебя я съем в глубинах сада…
этот жанр относится к фольклору

«Памятник» Г.Р. Державина традиционно относят к этому жанру целью этого жанра является выявление человеческих пороков поэты, работающие в этом жанре, в своих стихах часто упоминали победы в войнах и восшествия на престол правителей этому жанру свойственны бытовые темы и конфликты для этого жанра характерна архаичная и высокопарная лексика

14. Перед вами – считалки, жанр детского фольклора, который мы часто применяем на практике, когда нам требуется выбрать что-то одно (или кого-то одного). Теперь вам предстоит взглянуть на эти небольшие стихотворные тексты с другой стороны и соотнести каждую считалочку с подходящим ей стихотворным размером. Будьте внимательны: один вариант ответа лишний!
1.
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С.
2.
Сидели два медведя
На липовом суку,
Один читал газету,
Другой месил муку…
3.
Эники-беники ели вареники,
Эники-беники, бак,
Вышел колпак.
1.
2.
3.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Трехстопный ямб
Трехстопный хорей
Разностопный дактиль
Четырехстопный хорей

15. Вы захотели прочитать, что пишут об одной известной книге в соцсетях, и наткнулись на этот отзыв (авторские пунктуация и грамматика сохранены). Предположите, о каком произведении идет речь. Пример ответа: После бала. «Чтож…. Бесконечные описания кто кого убил меня утомили. Или повторы в несколько страниц. Или перечисления как кого зовут и чей сын откуда… Но при этом не могу сказать, что мне вообще не понравилось: очень интересно было читать все сцены с богами, диалоги. В начале, конечно, вообще тотальный слэй был)) Еще некоторые речевые обороты мне понравились, аж захотелось самой их использовать (типа “очень мне мало приятно речь твою слушать”). Вообще весь сюжет – чисто мэн момент. 20 лет войны, куча убитых – только потому что одному мужчине не хотелось мириться что его женщина его не любит… мдэ»

скачать ответы

Олимпиада по литературе 8 класс

1. Рассмотрите фрагменты портретов известных русских литераторов. Сопоставьте даты рождения авторов с подходящими картинками.

Ответ: Ломоносов → Державин → Пушкин → Лермонтов

2. Перед вами фрагмент из одного рассказа XX века. Прочитайте его и выберите средства
выразительности, которые автор использует в тексте: «Это прозвучало, как апельсин в суп. Треснул стул — так резко повернулся Картреф. За ним и другие, сообразив, из какого угла грянул насмешливый возглас, обернулись и уставились на неизвестного своими глазами».
Гипербола
Сравнение
Эпитет
Антитеза

Ответ: Сравнение; Гипербола

3. Русская классика постоянно переиздаётся на иностранных языках. Рассмотрите обложки переведённых книг и выберите одну лишнюю, принадлежащую иному литератору Напишите фамилию автора этого произведения с заглавной буквы (например: Толстой).

Ответ: Достоевский

4. Представьте, что интернет появился на пару веков раньше, и мы с вами получили доступ к поисковым запросам известных поэтов. Выберите из них те, которые, на ваш взгляд, могли бы принадлежать Николаю Некрасову.
Основать свою школу: советы экспертов
Железные дороги в России (подробнее)
Почему романтический герой такой странный?
Правила удачной охоты
Лекция «Как писать стихи про народ?»

Ответ: Железные дороги в России; Лекция «Как писать стихи про народ?»

5. Вам наверняка известно, что рифмовка — это порядок чередования рифмованных строк в стихотворении. Соедините типы этих рифмовок с подходящими вариантами.
«Соловей» А. Кольцова
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» А. Пушкина
«Дробись, дробись, волна ночная» М. Лермонтова
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Парная
Кольцевая
Перекрёстная

Ответ: Соловей – перекрестная; На холмах Грузии – кольцевая; Дробись, волна – парная

6. Выберите из списка два произведения, которые более остальных могут быть названы смешными, т.е. содержащими достаточно элементов комического.
«Тоска»
«Критики»
«Премудрый пискарь»
«Русский язык»

Ответ: Критики; Премудрый пискарь

7. Чтобы увеличить изображение, нажмите на него. Писать стихотворения можно по разному. Изучите определения необычных стиховых форм из словаря и сопоставьте термины с подходящими примерами.
АКРОСТИХ — вид стихотворения, первые буквы строк которого складываются в самостоятельное слово или фразу; разновидность стихотворной загадки.
БЕЛЫЙ СТИХ — нерифмованный, книжный стих с метрической организацией. Организован через систему ритмически повторяющихся акцентов. Ритмическая организованность таких стихов не всегда очевидна при чтении «про себя», но легко обнаруживается при устном исполнении.
ВЕРЛИБР — стихотворная форма, стоящая на грани между стихом и прозой: в нём отсутствуют рифма, а количество слогов в стихотворной строке и строк в строфе может быть произвольным. Из особенностей стихотворной речи сохраняется деление на строки с выраженной паузой в конце каждой строки.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ — стихотворная форма, в которой нерегулярно чередуются строки разной длины (обычно четырех-, пяти- и шестистопный ямб, реже – хорей или один из трехсложных размеров). Исторически связан с жанром басни, использовался и в драматургии.
ФИГУРНЫЙ СТИХ — визуальный поэтический жанр, в образцах которого тема или словесный образ повторены графическим образом. Возник в творчестве античных александрийских поэтов, которые складывали строки в различные геометрические фигуры, воспроизводя текстом форму какого-либо предмета.
ЦЕНТОН — юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» — отрывков разных текстов одного или нескольких авторов. Новый контекст создаёт новое прочтение уже известных строчек, одновременно напоминая и о старом контексте.

Центон
Акростих
Белый стих

Ответ: 1 – Акростих; 2 – Белый стих; 3 – Центон

8. Читая рассказы в одной неизвестной онлайн-библиотеке, вы обнаружили пару «подделок» — тексты, которые на самом деле не были написаны заявленным автором. Вам захотелось провести своё расследование и выяснить, какие из текстов на сайте оригинальные, а какой — лишь стилизация. Прочитайте два фрагмента и отметьте верное утверждение о них.

Один текст — оригинал, другой — подделка
Оба текста — оригинальные
Оба текста — подделки (стилизации)

9. Мы попросили нейросеть зашифровать в семи словах категории из истории литературы.
Определите, что было в изначальном запросе, и расположите понятия в хронологическом порядке по мере их появления в литературе (от раннего к позднему).
Разум, порядок, гармония, античность, правила, ясность, подражание
Страсть, природа, свобода, бунт, идеал, тайна, возвышенное
Правда, жизнь, типичность, общество, критика, анализ, объективность
Чувства, природа, искренность, сострадание, мораль, простота, чувствительность

10. Если бы герои литературы жили в наше время, они бы наверняка имели странички в соцсетях. Но не все из них стали бы раскрывать свои настоящие имена. Изучите одну из таких анкет и определите, кто прячется за этим ником.
Ник: @mamin_simpotyaga
Статус: Учусь быть дворянином
Возраст: 16
Семья и карьера: Живу с родителями, не работаю
Город: не знаю, где-то в России
Интересы: Гонять голубей, релакс, обильное питание
Характер: Инфантильный, себялюбивый, жестокий
Негативно отношусь: Учёба, уважение, любовь
Любимые цитаты: «Ешь, гуляй, женись», «Подростку всё дозволено», «Ты хорошая, я плохой» В ответе напишите имя героя с заглавной буквы

11. Вы редактор научно-популярного журнала «ProLit». Вам нужно провести фактчекинг (т.е. найти фактические ошибки) фрагмента статьи о рассказе «Старуха Изергиль». «Рассказ «Старуха Изергиль» — образец неоромантической прозы, написанный (1) Максимом Горьким в 1894 году. В рассказ вошли две (2) «былины» о Ларре и Данко, а также рассказ старухи о мужчинах, которых она любила на протяжении жизни. Для (3) Изергиль актуальна формула «Жить с людьми и для людей». Но именно она становится для читателя проводником в мир разных жизненных философий. Ларра — сын женщины и (4) орла, который воплощает собой бездуховность, и, как итог, он просто перестаёт существовать.

Интересен и другой герой по имени Данко, который вырвал себе (5) лёгкие во имя свободы. Он подобен библейскому пророку (6) Аврааму, который 40 лет водил евреев по пустыне. Давным-давно одно племя изгнало другое в лес: вернуться они не могли, но и идти в болото тоже было невозможно. Люди обозлились на самозванца, который вызвался помочь, и никак не отблагодарили его. В произведении Горького фигурируют такие черты (7) романтизма, как стремление к идеалу, двоемирие, экзотический пейзаж».

12. Сегодня ни для кого не секрет, что книги можно не только читать, но и слушать. В прошлом столетии были популярны радиоспектакли, а сейчас мир покорили аудиокниги. Они бывают разные: с чтением по ролям и звуковыми эффектами и традиционные — с монотонным голосом чтеца. Послушайте кусочек из некой озвученной книги и определите её название. Напишите название рода литературы, к которому относится оригинал (например: род)

13. В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 3 слов в именительном падеже ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например, летняя база отдыха. При копировании текста из словаря обнаружилось, что некоторые слова были утеряны из-за некорректного написания. Восстановите пропущенные фрагменты, запишите слова в начальной форме с маленькой буквы (например: новелла). (1) — это прозаическое произведение, которое по своему характеру является лирическим текстом. Одним из авторов, работавших в этом (2) , является И. С. Тургенев (см. сборник «Senilia»). Для X важна краткость, рудиментарность сюжета, повышенная выразительность повествовательного строя речи. Такие тексты могут быть вставлены в общее повествование или иметь самостоятельное значение. Х не имеют строгой формы: так, произведение «Чернорабочий и белоручка» написано как диалог, визуально напоминающий род литературы под названием 3)

14. Чтобы увеличить картинку нажмите на нее
Постановка литературного произведения на сцене — задача непростая. Спектакли бывают разные:
мы нашли кукольную интерпретацию одного текста зарубежной литературы. Изучите фотографии и выберите неверные факты об угаданном вами произведении

Автор литературного текста посещал СССР
Главный герой живёт на спутнике
Это текст о завоевании новых планет
«Автор» знаменитой тайны-афоризма — животное

15. Посмотрите мультфильм Марии Муат «Он и она» (2008), сделанный по мотивам повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики». Определите, какие герои перед вами: как  и чем они живут, что и почему делают и т.д. Какое существо, символизирующее собой смерть, видится героям? Ответ запишите с маленькой буквы в начальной форме (например: медведь)

скачать ответы

Олимпиада по литературе 9 класс

1. Говорят, что стихотворение невозможно пересказать без потери смысла и лирического, поэтического настроения. Однако по пересказу можно догадаться, о каком стихотворении идет речь, если сохраняется лирический сюжет. Таким же образом можно угадать и автора, если ему свойственно внимание к определенным темам, образам, настроениям. Прочитайте прозаический пересказ стихотворения и выберите фамилию автора этого стихотворения: Я стою перед лазурным, безмолвным морем, заворожённый его величием.

Оно живое – дышит, волнуется, наполнено тревогой и любовью. Я чувствую, что в его глубине скрыта тайна: что движет этой огромной массой воды, чем наполнено его напряжённое дыхание? Возможно, море стремится вырваться из земных оков к далёкому и светлому небу. Оно будто растворяется в небесной лазури, отражает утренний и вечерний свет, ласкает облака и сияет звёздами. Но когда небо покрывается тучами, море меняется: бушует, вздымает волны, сражается с мраком. Оно рвёт темноту, пока та не исчезнет, но даже после этого остаётся тревожным. Волнение не уходит сразу – оно ещё долго колышет его поверхность. Свет и покой возвращаются, но море не может полностью успокоиться. В его кажущемся спокойствии скрыто внутреннее беспокойство. Оно любуется небом – и в то же время боится потерять его.
Лермонтов
Жуковский
Державин
Ломоносов
Пушкин

Ответ: Лермонтов

2. Разверните мне это сравнение В произведениях Н.В. Гоголя часто встречается художественный прием – развернутое сравнение. Оно используется для того, чтобы сопоставить изображаемую картину с другой, показав тем самым неочевидные, понятные только автору связи между событиями и явлениями. Прочитайте одно из развернутых сравнений (с чем сравнивается изображаемое) и выберите один из вариантов: что изображает Гоголь? …подобно когда ветер, поднявшись прекрасным вечером, пробежит вдруг по густой чаще приводного тростника: зашелестят, зазвучат и понесутся вдруг унывно – тонкие звуки, и ловит их с непонятной грустью остановившийся путник, не чуя ни погасающего вечера, ни несущихся веселых песен народа, бредущего от полевых работ и жнив, ни отдаленного тарахтанья где-то проезжающей телеги.
Дамы на Невском проспекте (“Невский проспект”)
Двор Ивана Никифоровича (“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем”)
Слова прекрасной полячки, обращенные к Андрию (“Тарас Бульба”)
Гости на балу у губернатора города NN (“Мертвые души”)

Ответ: Слова прекрасной полячки, обращенные к Андрию

3. Перед вами имена персонажей, имеющих один социальный статус и род занятий. Заполните пропуск четвертым подходящим именем.
Тарас Бульба, Вакула, Емельян Пугачев,

Ответ: Пугачев

4. Перед вами четыре картины, изображающие героинь из трагедий Шекспира и обстоятельства их смерти. Выберите картину, на которой изображена Дездемона.

Ответ: Дездемона (удушение)

5. Прочитайте фрагмент из комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. В нем заменено одно слово – значимая деталь, характеризующая персонажа. Найдите это слово, замените его на правильное. Пример: Скотинин. Не знаешь, так скажу. Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь. Правдин (смеючись). Этак вы нас уверите, что он старее Ноя? Скотинин. А что ты думаешь? Хоть немногим… Ответ: Адама Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты плащ пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого плаща деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному. Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить плащ хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Ответ: кафтан

6. Установите соответствия между суммами денег и обстоятельствами, при которых они были необходимы литературным героям. Наследство, которое Стародум завещал своей племяннице Софье “Проигрыш” Гринева Зурину в симбирском трактире Плата Минского за визит лекаря на станцию Взятка Хлестакову от Бобчинского и Добчинского *Перетащите элементы на пустые поля сверху
100 рублей
25 рублей
65 рублей
10000 рублей

Ответ: Наследство – 10000; Проигрыш – 100; Плата – 25; Взятка – 65

7. Найдите соответствия между животным, являющимся значимой художественной деталью, и персонажем, для характеристики которого это животное имеет символическое значение.
Блоха
Лошадь
Дрозд
Медведь
Орел
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Печорин
Аммос Федорович, судья
Иван Иванович
Дикий помещик
Пульхерия Ивановна
Собакевич
Левша
Мцыри
Емельян Пугачев
Молчалин

Ответ: Блоха – Левша; Лошадь – Собакевич; Дрозд – Пульхерия Ивановна; Медведь – Собакевич; Орел – Мцыри

8. Перед Вами краткое изложение судеб трех персонажей, которые имеют одинаковые имена:
Поняв, что возлюбленный бросил ее, покончила с собой
Умно и находчиво помогала своей госпоже
Была обманута незнакомцем, написавшим ей любовное письмо

9. Установите соответствия между именами персонажей и будущим, которое прочили их родители.
Фемистоклюс
Петр Гринев
Ванька Жуков
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Служба в армии
Сапожник
Дипломат

10. Говорящие имена используются в комедиях для того, чтобы дополнительно охарактеризовать персонажей, дать читателю или зрителю возможность увидеть неоднозначность героев, пояснить сложное авторское отношение к ним. Перед Вами — объяснение значений трех имен персонажей из одной комедии:
● Произошло от иностранного слова, означающего «известный»
● Указывает на нежелание выражать свое мнение;
● Созвучно с фамилией современного ему писателя и публициста
Выберите название этой комедии.
“Горе от ума”
“Мещанин во дворянстве”
“Недоросль”
“Ревизор”

11. Эпигоны – это последователи гениев, которые лишены творческой оригинальности и механически повторяют их идеи. Перед вами эпигонский текст, в котором изменены только детали: они осовременены в угоду публике и времени. Узнайте автора текста оригинала, запишите его фамилию. Минут через пять во дворе появились широкие карго-штаны Васи Переростка – они заняли почти половину участка. Затем она вынесла ещё бейсболку и пейнтбольный маркер. «Это что ещё такое? – подумал Вася Хилый. – Никогда раньше не видел у Переростка оружия. Он же не играет вроде бы… Зачем оно ему? А штука-то классная! Я давно хотел себе такой маркер. Очень уж хочется: люблю иногда пострелять по мишеням, побегать с ребятами».

12. Авторы, как известно, не только писатели, но и читатели. И их читательский опыт помогает сделать произведение более многослойным, глубоким, если они вводят разного рода культурные параллели, сопоставляя своих героев с литературными или мифологическими персонажами. Прочитайте информационную статью о таком персонаже и напишите имя героини (оно пропущено в тексте статьи), которую автор сопоставляет с этим персонажем.
Доротея – это героиня идиллической поэмы И.В. Гете “Герман и Доротея”. Она рассказывает о любви между сыном трактирщика и беженкой из захваченных французами земель Западной Германии. Это литературное сопоставление помогает лучше понять характер __ и отношение автора к ней. Доротея у Гёте – это чистая, искренняя, немного наивная девушка, у которой глубокий внутренний мир. __ тоже такая – непосредственная, чувствительная, порывистая, но в то же время очень честная в своих чувствах. Так же, как __, Доротея оказалась в чужой земле, ее не воспринимают как равную, ее происхождение является преградой для любви и счастья. Сравнение с Доротеей подчеркивает внутреннюю чистоту, непринадлежность к светской среде, её «инаковость», а также драматический финал повести, в которой герой, в отличие от Германа, не выдержал испытания любовью и потерял свою Доротею.

13. Перед Вами иллюстрации, созданные Александром Бенуа к петербургской повести А.С. Пушкина «Медный всадник». Каждая из них соответствует одному элементу сюжета. Выберите ту, которая иллюстрирует развязку повести.

14. Прочитайте стихотворение. В нем автор использует устойчивый в поэзии образ памятника – традиционный для множества поэтов, в частности Горация, Ломоносова, Державина, Пушкина и пр. Однако в этом стихотворении, в отличие от предшественников, Заходер не использует другой образ, также часто сопутствующий теме поэтического творчества и символизирующий вдохновение. Запишите слово, которое обозначает этот образ. Сказать ли правду? Памятников – нет.
Ни рукотворных, ни нерукотворных.
Настанет срок – увы, сотрётся след
Всех наших дел – и славных, и позорных.
Сотрётся след побед и прочих бед,
След вдохновений и трудов упорных,
Черты царей на серебре монет
И надписи в общественных уборных,
След океанов и массивов горных,
Самой Земли, её сестёр – планет…
Ведь всякий срок, – увы, всего лишь срок.
И он пройдёт.
Сотрётся след вселенной,
Где мы с тобой сумели – между строк –
Прочесть усмешку вечности.
Мгновенной.
Сотрётся след…
Но не горюй, поэт!
Ты тоже усмехнулся – ей в ответ!

15. Рассмотрите иллюстрации современного художника к известному литературному произведению А.С. Пушкина. Узнали ли Вы его? Напишите его название с заглавной буквы без кавычек.

скачать ответы

Олимпиада по литературе 10 класс

1. Однажды на уроке литературы учитель попросил назвать художественные средства, которые могут быть определены только по звучанию, без привлечения лексического, морфологического и синтаксического анализа. Ученики предложили ряд средств, среди которых учитель нашел одно, точно не соответствующее условию задания. Определите это средство.
Анафора
Аллитерация
Ритм
Инверсия
Рифма

Ответ: Инверсия

2. Известно, что в литературе XIX часто указывались чины героев. По «Табелю о рангах» чиновники поднимались с 14 класса до 1 класса. Первая ступень (14 класс) давала личное дворянство (в случае, если служащий не был до этого дворянином). Седьмая ступень (8 класс) давала потомственное дворянство. Определите, кто из героев А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя так и не получил потомственного дворянства.
Андрей Петрович Гринев (секунд-майор)
Павел Иванович Чичиков (коллежский советник)
Максим Максимыч (штабс-капитан)
Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника (надворный)

Ответ: Максим Максимыч

3. Определите, к какому произведению первой половины 19 века относится  каждая картинка. В поле ответа введите название этого произведения без кавычек.  1. В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных  символов, например: Тургенев

2. В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 3 слов в именительном падеже ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например, летняя база отдыха

Ответ: Мертвые души; Герой нашего времени

4. Из предложенных ниже биографических фактов выберите верный. В.А. Жуковский так высоко ценил А.С. Пушкина, что уступил ему место на литературном Олимпе, признав себя побежденным. Произведения же Н.В. Гоголя Жуковский не понимал и не считал хорошими. М.Ю. Лермонтов, зная страсть А.С. Пушкина к картам, однажды специально проиграл ему крупную сумму. Как-то раз Н.В. Гоголь, желая похвастаться своим знакомством с А.С. Пушкиным, попросил своих родных писать ему на имя Пушкина в Царское село. В.Г. Белинский был в восторге от произведения Н.В. Гоголя «Избранные места из переписки с друзьями» и сожалел о том, что оно не было популярно в европейских странах

Ответ: Гоголь просил писать на имя Пушкина

5. Часто, отвечая на уроке, ученик так волнуется, что путает детали разных произведений. В этом случае иногда получаются довольно абсурдные истории. Помогите учителю определить, из каких произведений Н.В. Гоголя ученик взял детали в своем выступлении.
Это была страшная битва. Сначала он схватил полено и начал со всех сил бить старуху, пока она не умерла, превратившись в девушку.

Затем топором он изрубил красную свитку и разбросал куски в разные стороны, чтобы они не сползлись обратно. После этого началась большая сеча, и один казак предал своих, стал биться за поляков из-за девушки, за что его отец потом и застрелил. А один с бешенством тигра стал кидаться на полотна, рвать их, изрезывать в куски, топтать ногами, сопровождая смехом наслаждения. И все это вылилось в хорошие стишки, которые кто-то переписал, подумав, что это, должно быть, сочинение Пушкина.
«Невский проспект»
«Портрет»
«Тарас Бульба»
«Вечер накануне Ивана Купала»
«Вий»
«Шинель»
«Ночь перед Рождеством»
«Записки сумасшедшего»
«Нос»
«Сорочинская ярмарка»

Ответ: Ночь перед Рождеством; Вий; Тарас Бульба; Портрет; Шинель

6. Какими бы разными ни были произведения поэта, мы часто интуитивно чувствуем стиль автора, его образный ряд, а также словарный запас. Сможете ли Вы определить автора по частотности употребления лексических единиц в его стихотворениях? (частотность определялась по Национальному корпусу русского языка)
Свобода – 79 текстов
Любовь – 213 текстов
Одиночество – 2 текста
Друг – 270 текстов
Царь – 79 текстов
Милый – 247 текстов
День – 234 текста
Забава – 56 текстов
А.А. Фет
М.Ю. Лермонтов
А.С. Пушкин
Ф.И. Тютчев
Н.А. Некрасов

Ответ: Пушкин

7. Для чего мы читаем художественные произведения? Пережить историю, расширить кругозор, развить эмоциональный интеллект, пополнить лексикон… Но, наверное, главное – это увидеть себя со стороны. Действительно, произведение отзывается в душе, становится значимым в жизни, если в его героях с их размышлениями и переживаниями мы начинаем видеть себя, какие-то свои черты. Поэтому важным для нас при чтении является создание психологического портрета героя. Ниже представлен такой портрет. Попробуйте по следующей характеристике определить литературного героя XVIII-XIX вв. В ответ запишите только имя этого героя.
Уставший от роскоши, случайных связей и безделья человек; пребывает в состоянии скуки и равнодушия ко всему; в меру образован, хорошо воспитан, избалован,  эгоистичен; чувства могут возникнуть лишь в том случае, если не получает желаемое; мстителен и честолюбив.

Ответ: Онегин

8. Всегда ли, следя за судьбой литературного героя, вы точно представляете, сколько ему лет в тот или иной момент? Можете ли Вы сказать, кто старше, а кто младше? В следующих парах литературных героев отметьте старшего.  1. Петр Гринев во время знакомства с Машей Мироновой и Владимир Ленский во время дуэли (Петр Гринев/Владимир Ленский) 2. Софья во время ночного свидания с Молчалиным и Грушницкий в Пятигорске (Софья Грушницкий)

9. Определите, в поэзии какого поэта встречаются все перечисленные ниже птицы.
ЛЕБЕДЬ,  СОЛОВЕЙ,  КУЛИК,  ОРЕЛ
М.Ю. Лермонтов
Ф.И. Тютчев
А.А. Фет

10. Поступки героя – важная деталь, помогающая понять отношение к герою автора. Есть поступки яркие, запоминающиеся – на них мы обычно строим пересказ художественного произведения и осмысление проблем, поднимаемых в это произведении. Но есть поступки незаметные, едва уловимые и при этом не менее, а иногда и более показательные. Определите героев, совершающих описанные ниже поступки. В ответ запишите только имя или только фамилию каждого героя.
1. Ежедневно стоял под окнами героини, а потом из корыстного расчета начал писать ей любовные письма, пока не добился свидания.
2. Должен был учить всем наукам, но не учил ничему, за что получал больше всех жалованья.
3. Бросил червонного туза вверх, ожидая, пока поручик выстрелит себе в лоб.

11. Определите, в каких произведениях мы сталкиваемся с данными ниже гротескными образами, созданными нейросетью. В каждый ответ запишите только фамилию автора.
1. Серия рисунков №1 2. Серия рисунков №2

12. Определите героев по тем нравственным урокам, которые они преподали другим. В ответ запишите имена героев.
1. Показал пекарю, как Господь помогает верующим в него: по слову преподобного Господь наполнил пустую житницу мукой.
2. Специально недолечила князю физический недуг, чтобы вылечить его от духовной болезни.
3. Умирая от ран, помолился Богу о прощении грехов своего брата-убийцы.

13. По представленной ниже поэтической истории восстановите известное стихотворение. В поле ответа запишите название стихотворения без кавычек.
1. Грустно смотреть на оборванного парнишку, плетущегося с котомкой вдаль.
2. Но есть надежда вырваться из этой нищеты, добраться до Москвы, выучиться и изменить свой жизненный путь.
3. Как славна та земля, которая, вопреки всему, посреди тупых и напыщенных выводит из народа способных и трудолюбивых

14. Каждая литературная эпоха предлагает свое видение мира, свой вариант истинного отражения реальности. Часто это видение можно выразить отдельными предметами символами. Соедините эпохи и литературные направления с наиболее подходящими им символическими предметами. Каждой эпохе наиболее соответствует только один предмет. Три предмета лишних.
Классицизм
Постмодернизм
Папоротник
Калейдоскоп
Метроном
Записная книжка
Библия

15. К теме «поэта-пророка» обращались поэты всех времен, но при этом понимали свое место в мире по-разному. Соотнесите каждого из данных ниже поэтов с тем образом пророка, который представлен в его стихотворениях. Трем поэтам должны соответствовать три характеристики. Одно утверждение лишнее, не подходит ни к одному из поэтов.
Г.Р. Державин
А.С. Пушкин
А.Н. Некрасов
Поэт, познавший божественное откровение, исполненный божественной воли, должен жечь сердца людей своим словом Голос поэта тих, возможности ограничены, но кто-то найдет свое в его стихах, и тогда душа поэта соединится с душой читателя Поэт, овладевший божественной истиной, презираем людьми за гордость и неуживчивость, гоним за правду Настоящий поэт не тот, кто не знает сомнений, угождает толпе своими примирительными речами, а тот, кто любит ненавидя, обличает страсти и заблуждения

скачать ответы

Олимпиада по литературе 11 класс

1. Рассмотрите атрибуты и/или занятия, которые ассоциируются с русскими литераторами. Сопоставьте имена авторов с подходящими картинками.

Л. Н. Толстой
Н. В. Гоголь
А. И. Куприн

Ответ: Толстой – пахота; Гоголь – перо; Куприн – военная форма

2. Писать стихи — нелёгкий труд, который требует от поэтов знания теории. Отметьте верные утверждения о термине, пропущенном нами в стихотворении.  Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Это строфа из восьми стихов со схемой рифмовки «a b a b a b c c». Возникло в эпоху Возрождения и использовалось в подражаниях. Блестящим образцом этого можно назвать «Восьмистишия» Мандельштама. Для этого явления обязателен трагический неразрешимый финал.

Ответ: октава; верно: строфа 8 строк, Возрождение

3. Стихотворения русских поэтов часто становятся основой для музыкальных произведений. Одним из таких гибридных жанров является романс — небольшое сочинение лирического содержания, сочетающее текст и музыкальное сопровождение. Представьте, что однажды Вы услышали такой романс и хорошо запомнили мелодию (исполняла некая женщина), но, увы, совсем забыли слова. Остался только экспресс-пересказ: вечер и тени, последнее чувство, лирический герой в летах, наслаждение.
Напишите фамилию автора исходного текста с заглавной буквы.

Ответ: Тютчев

4. Выберите факты из истории русской литературы, которые являются неверными.
В 1921 году был расстрелян Николай Гумилёв, тогда же умер Александр Блок от «нехватки воздуха». Владимир Набоков получил Нобелевскую премию в 1974 году за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». «Арзамасский ужас» — это синоним эпилепсии, которой в старости страдал Л. Н. Толстой. А. П. Чехов не написал ни одного романа, но создал множество повестей («Скучная история», «Дуэль», «Чёрный монах» и др.).

Ответ: Набоков не получал Нобелевку; «Арзамасский ужас» не эпилепсия

5. Перед Вами — имена персонажей из разных литературных произведений. Создайте «пары»: соедините героев по критерию их сходства (подсказка: личная жизнь).
Илья Обломов
Иван Хлестаков
Желтков
Аксинья Астахова
Манилов
Евгений Онегин

Ответ: Обломов – Манилов; Хлестаков – Онегин; Желтков – Аксинья

6. Представьте, что авторы XX века получили возможность вести собственные каналы в интернете. Изучите скриншоты одной из таких страничек и отметьте биографические факты, относящиеся к загаданному автору.

Несмотря на преданность Советскому Союзу, к концу жизни столкнулся с прохладным отношением к себе: на его выставку никто из значительных лиц не пришёл.
Считал, что наука и техника могут изменить мир, но со временем разочаровался в них.
Ездил за границу: побывал в Европе, Америке, Мексике и на Кубе.
Его стиль — сочетание советского канцелярита и космического, тютчевского язык

Ответ: Маяковский

7. Азартные игры нередко определяют судьбы литературных героев. Изучите иллюстрации, скриншоты и портреты и вспомните, во что играли персонажи. В ответе напишите название этой игры в начальной форме.

Ответ: винт

8. Представьте, что Ваш друг (а, может, и Вы сами), готовясь к олимпиаде, решил(и) схалтурить и прогнать мемуары литераторов через Chat GPT. Прочитайте саммари, которое получилось, и напишите, кто и кому посвятил эти воспоминания. Помните о том, что ИИ любит перевирать факты и предлагать свои интерпретации. Напишите две фамилии (адресанта и адресата) с заглавной буквы без знаков препинания.
Автор вспоминает встречи в Одессе и в эмиграции. Молодой прозаик испытывает благоговейный трепет перед маститым писателем, но его настораживает надменность и замкнутость второго. В книге описывается, например, как поэт читает свои стихи и критикует современную жизнь и нравы. Автор отмечает безупречный вкус своего учителя, его аристократизм, но также подмечает и его неспособность принимать новое, его трагическую оторванность от родины. Эти воспоминания — не только портрет писателя, но и размышления о его судьбе в эмиграции, о сложности творческого пути и о взаимоотношениях между поколениями. Акцент делается на личном впечатлении: очерк написан в характерном стиле — лиричном, субъективном, с фрагментарным повествованием, переплетением прошлого и настоящего. «За несколько тысяч убьёт кого угодно», — так незаслуженно отзовётся мастер об авторе этих мемуаров.

9. Интертекстуальность и диалогичность — важные особенности искусства в разные времена. Представьте, что Вы побывали на фестивале, на котором представляли произведения, созданные по мотивам русской классики. По фрагменту аннотации вспомните, о театральной адаптации какого произведения идёт речь. Напишите название этого текста с заглавной буквы, без кавычек. «Ближний Восток: наши дни. Остросоциальная сатира в одной ситуации: обычный незначительный человек чихает в лицо некоему “важному человеку”. Проступок оказывается роковым, и впереди у него — только мучения…»

10. Конспектировать учебную литературу бывает непросто. Вам в руки попали заметки годичной давности. Прочитайте их и восстановите пропущенные термины и имена, связанные с историей литературы XX века. Ответы внесите в необходимой грамматической форме и в соответствии с правилами орфографии.
(А) __________ — мастер гротеска и карнавала. Получил известность за сатирическую повесть (Б) «__________», демонстрирующую нелепость реформ Хрущёва, отражающую пропасть между завиральными госпланами и обычной жизнью. В знаменитом цикле (В) «__________» каждая история есть многоуровневый рассказ, состоящий из микроновелл и анекдотов. Автор показывает, что к переменчивой эпохе более всего приспособлен плут, шут или дурак. Сегодня автора мало читают, хотя он интересен как представитель колоритного кавказского взгляда на советскую жизнь. В школе изучают детский рассказ про “подвиг” (в шутку связываемый с греческим героем по имени (Г) __________) одного школьника, не подготовившего ДЗ и решившего бросить вызов учителю.  А

11. Вы хотите стать организатором филологической конференции, и одной из ваших задач будет проверка и редактура тезисов выступающих. Выполните тестовое задание — отредактируйте анализ стихотворения А. Вознесенского «Пожар в Архитектурном институте», который, вероятно, был написан нейросетью, а значит, сказанному в нём не во всём можно доверять. Исправьте ошибки в употреблении терминов, которые вы сможете обнаружить.

«Стихотворение Андрея Вознесенского «Пожар в Архитектурном институте» представляет собой яркий пример модернистской поэтики. Центральным (символом) (мотивом/архетипом/образом/нет ошибки) является пожар, который связывается с метафорой «жизни-горения» и некоего «рубежа-потрясения». Важным средством выразительности являются (риторические восклицания) (гиперболы/градации/сравнения/нет ошибки) («Прощай, пора окраин!», «Айда в кино!») — они задают тон лирическому повествованию. Антитезы «студенты — институт», «хаос — порядок» формируют мотивно-образную структуру текста. Неожиданные (эллипсисы) (афоризмы/сравнения/перифразы/нет ошибки) («Гориллой краснозадой взвивается окно!», «Бутылью керосиновой взвилось пять лет и зим») и оригинальные эпитеты («как подраненный, красный листопад») придают стихотворению авангардистский дух.

Композиция произведения (фрагментарна) (нет ошибки/линейна/рамочна/зеркальна), что характерно для поэтики Вознесенского. Отрывочные зарисовки, внезапные переходы от одной темы к другой создают эффект непредсказуемости бытия. Несмотря на это, автор использует (мужскую) (парную/дактилическую/перекрестную/нет ошибки) рифмовку («А мы уже дипломники, / нам защищать пора. / Трещат в шкафу под пломбами / мои выговора!»), разделяя текст на четверостишия. Вознесенский, продолжая тему пожара, использует (цитату) (реминисценцию/аллюзию/ссылку/нет ошибки) на птицу Феникс, которая после самосожжения, согласно мифу, возрождается из пепла. В целом, данный текст — это рефлексия лирического героя-студента над прощанием с университетом, и он видит в этом не только трагедию, но и некий восторг. Произведение отличается новаторским поэтическим языком, динамизмом и сложным подтекстом».

12. Наводя порядок на даче, вы наткнулись на аудиокассету прошлого века с записанными голосами разных людей. К сожалению, подписи с названиями стёрлись, и теперь непонятно, кто же скрывается по ту стороны записи. Послушайте фрагмент и напишите  имя и фамилию писателя с заглавной буквы.

13. Вы получили неожиданное сообщение от неизвестного юзера. Оно содержит список покупок, связанных с одним героем русской литературы. Угадайте, кто это такой и заполните пропуски для отправки ответного сообщения.
Сообщение: Стильные туфли, коробка новых папирос, крем «Волшебный»
Ваш ответ: (1) __________ (имя героя), вы ошиблись номером. Я никак не могу вам помочь: вы живёте в (2) __________ (название города) и ваша первостепенная задача — посетить мероприятие (3) __________ (имя героя)

14. Современный театр полон неожиданных экспериментов. Мы наткнулись на необычную интерпретацию всем известного произведения и решили зашифровать её для вас. Изучите декорации, реквизит, актёров, текстовые заметки и т.д. и определите исходный текст. Выберите верные факты об угаданном вами произведении.

Автор литературной основы имел «рыбье» прозвище в школьные годы Один из героев текста учился там же, где и герой одной известной трагедии Это произведение поэтично и никак не требует «болтовни» «Пыльная», «грязная», «влажная» — три важных эпитета для одного топонима в тексте

15. Посмотрите небольшой фрагмент из фильма известного режиссёра XX века, снятого по мотивам канонического текста русской литературы. Обратите внимание на антураж и содержание адаптации. Попытайтесь определить, какие герои перед вами: как они выглядят, что и как делают, какие идеи продвигают и т.д. Как в оригинале зовут персонажа, который дарит расчёску из черепашьего панциря в одной из мизансцен фильма? Ответ запишите с заглавной буквы.

скачать ответы

Смотрите на сайте олимпиады:

Оцените статью