Решено все ответы и задания для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса олимпиада по биологии школьный этап 2024 всероссийской олимпиады школьников Московской области центр взлёт дата проведения 23, 24, 25 сентября 2024, далее будет муниципальный этап ВСОШ.
1.Лишайники представляют собой сожительство гриба и водоросли. А к каким организмам систематически мы относим лишайники?
Растения
Бактерии
Водоросли
Грибы
→ Посмотреть ответ
2. Вы с классом на выходных решили отправиться в поход. Добравшись до точки, в которой вы планировали сделать привал, вы поняли, что совершенно забыли съестные припасы. Рассмотрите картинки и выберите, какое растение вы точно обойдете стороной при поиске пропитания в походных условиях.
3.Ваш старый друг лаборант Пробиркин каждый день задается новым интересным вопросом. Например, недавно он задался таким вопросом – в чем состоит основная роль такой части листа как жилка?
Фотосинтетическая функция
Бесполое размножение растения
Транспирация
Проведение питательных веществ
→ Посмотреть ответ
4. Основное отличие покрытосеменных растений от голосеменных:
Размножаются только половым путем.
Размножаются семенами.
Образуют листья, корни, стебли.
Образуют плоды и цветы.
→ Посмотреть ответ
5. Рассмотрите изображение одноклеточной водоросли хламидомонады. Какая часть клетки хранит наследственную информацию?
Структура 1
Структура 2
Структура 3
Структура 4
→ Посмотреть ответ
6. Рассмотрите изображение организма. Какая характеристика ему подходит?
Не имеет клеточного ядра
Является гетеротрофом
Клета лишена клеточной стенки
Одноклеточная форма жизни
→ Посмотреть ответ
7. Голосеменные растения, которые вы можете встретить в любом уголке нашей страны, по большей части являются:
Кустарниками
Деревянистыми растениями/
Паразитическими не фотосинтезирующими организмами
Травянистыми растениями
→ Посмотреть ответ
8. У глубоководных удильщиков самцы временно или на всю жизнь прикрепляются к самкам/срастаются с ними. У самца глубоководной рыбы-удильщика зубы редуцированы, кишечник развит неполноценно, при этом почки и жабры, сердце и половая система всё ещё остаются развитыми в полной мере. Можно назвать это:
Симбиозом между двумя видами
Эктопаразитизмом внутри вида
Конкуренцией внутри вида
Хищничеством внутри вида
→ Посмотреть ответ
9. Кислород необходим каждой клетке нашего организма, он помогает высвобождать энергию из органических соединений для нужд клетки. Укажите, что является основным источником кислорода на Земле:
Фитопланктон
Красные водоросли океана
Саванны
Березовые рощи России
→ Посмотреть ответ
10. Вы с одноклассниками захотели прогуляться по зимнему лесу и поэтому, конечно, заранее решили подготовиться к этому походу. Первым делом вам захотелось выяснить, какие следы вы можете встретить на прогулке. Из представленных изображений выберите следы медведя, которого вы можете обнаружить в лесу.
11. Какие признаки позволяют отнести носорога к млекопитающим (зверям)? Какие признаки характерны для млекопитающих?
Жаберное дыхание на ранних стадиях развития
Чешуя на конечностях
Теплокровность
Вскармливание детёнышей молоком
Наличие ушных раковин
→ Посмотреть ответ
12. Какие растительные сообщества Евразии приспособлены к существованию на засушливых почвах?
13.Выберите признаки, характерные и для птиц, и для млекопитающих:
Откладывание яиц
Кормление детенышей молоком
Четыре камеры сердца
Способность к полету
Теплокровность
→ Посмотреть ответ
14. Корень — осевой подземный орган сосудистых растений, обладающий неограниченным концевым ростом. Выберите, какие функции корень способен выполнять в организме растения:
Запасание
Опора
Размножение
Закрепление в субстрате
Проведение
→ Посмотреть ответ
15. Лишайники — это симбиотические ассоциации гриба, одноклеточных водорослей и/или цианобактерий. Выберите верные утверждения о них:
Лишайники – нефотосинтезирующие ассоциации
Микобионтом в лишайнике всегда являются дрожжи
Лишайники состоят из микобионта и фотобионта
Лишайник не способен к фотосинтезу
Лишайники не размножаются
→ Посмотреть ответ
16. Вы с вашим другом лаборантом Пробиркиным отправились на летнюю практику, организованную лабораторией. В течение двух недель вы ни раз сталкивались с необычными природными объектами, являющимися жилищами уже знакомых вам животных. Сопоставьте животное и его жилище.
Ласточка
Бурый медведь
Голубь
Колибри
Оса
Суслик
Ответы для 6 класса
1. Биологическая систематика — научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы органического мира. Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всех современных и вымерших организмов. Животные, имеющие сходные признаки, объединяют в группы, называемые видами. Систематическая группа, в которую объединяют семейства животных – это:
Порядок
Тип
Отряд
Род
→ Посмотреть ответ
2.Летом вы решили выйти на улицу и с точки зрения ботаники рассмотреть каждый встречаемый вам растительный организм. Первым живым объектом, встреченным на пути, стала растущая неподалеку береза. Какой тип жилкования листьев характерен для березы?
Перисто-сетчатое
Параллельное
Дуговидное
Пальчато-сетчатое
→ Посмотреть ответ
3. Летом вы решили выйти на улицу и с точки зрения ботаники рассмотреть каждый встречаемый вам растительный организм. Одним из наиболее встречаемых вами организмов являлась ель обыкновенная. Выберите неверное утверждение о данном организме:
Имеется стебель с листьями и корнями
Относится к группе семенных растений
Закисляет почву за счет опадающих иголок
Является основным, доминирующим видом широколиственного леса
→ Посмотреть ответ
4. Веламен – губчатая, обычно многослойная, гигроскопичная мёртвая ткань, покрывающая корни большинства эпифитных растений. В каком типе корней можно наблюдать образование веламена?
Главный корень клена
Придаточные корни клубники
Воздушные корни орхидей
Придаточные корни плауна булавовидного
→ Посмотреть ответ
5. Даже самый неопытный грибник вам скажет: если гриб назвали подберезовиком — искать его нужно в березовом лесу. Чем можно объяснить “предпочтение” этого гриба “селиться” в березовой роще?
С корнями березы гриб образует микоризу, устанавливая взаимовыгодные симбиотические отношения.
Название подберезовика никак не связано с совместным существованием с березами, а указывает на схожесть окраски ножки гриба и ствола дерева. Подберезовик может произрастать где угодно.
В березовой роще у подберезовика отсутствуют конкуренты.
В березовой роще достаточно света, что является необходимым условием для существования гриба.
→ Посмотреть ответ
6. Диатомовые водоросли — это одноклеточные и колониальные водоросли, которые отличаются наличием у клеток защитного панциря, состоящего из кремнезема. Эта группа водорослей довольно разнообразна: некоторые ведут донный образ жизни, тогда как другие буквально “парят” в толще воды, несмотря на наличие увесистого панциря. Укажите, за счёт какого приспособления планктонные (взвешенные в воде) диатомовые водоросли держатся на плаву и не тонут:
За счёт накопления в клетке минеральных солей и мочевины
За счёт масляных капель, содержащихся в клетке
В клетке диатомовых водорослей имеются газовые вакуоли
Плавучесть обеспечивается активным выбрасыванием воды из клетки
→ Посмотреть ответ
7.Центры происхождения культурных растений – географические центры генетического разнообразия культурных растений. Н.И. Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений.
Рассмотрев изображение, выберите, центром генетического разнообразия представителей какого семейства можно считать Восточноазиатский центр.
Лилейные
Пасленовые
Бобовые
Розоцветные (розовые)
→ Посмотреть ответ
8. Американский зоолог Джоэл Азаф Аллен сформулировал экогеографическое правило на основе выявленных им закономерностей. Согласно этому правилу среди родственных форм гомойотермных (теплокровных) животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т. д. Укажите условие, при котором это правило соблюдается.
Данные животные должны относиться к одному виду или быть близкородственными видами
Животные должны быть гомойотермными (поддерживать постоянную температуру), но при этом не
могут быть млекопитающими
Животные должны быть пойкилотермными (не иметь возможности поддерживать постоянную температуру)
Данные животные должны относиться к разным видам из разных отрядов
→ Посмотреть ответ
9. Юный натуралист Дима отбирал пробы воды из своего пруда в течение нескольких дней. Он заметил, что со временем вода стала приобретать насыщенную зеленую окраску. Выберите какой организм мог вызвать такое изменение цвета:
Ряска
Элодея
Прудовик
Хлорелла
→ Посмотреть ответ
10. В природе могут происходить катаклизмы, которые приводят к падению деревьев. Если корневая система не пострадала, то возможно сохранение жизнеспособности организма, как у дерева на фото. Выберите верный вариант ответа, который объясняет, почему все живые ветви дерева по-прежнему растут вертикально вверх как и первоначальный ствол.
Ветви дерева растут в определенном направлении под воздействием растительных гормонов.
Ветви дерева растут в противоположном направлении от поверхности земли.
Ветви дерева растут по направлению к солнечному свету.
Все ответы верны.
→ Посмотреть ответ
11.На картинке художник нарисовал часть растения. Выберите верные утверждения об этих органах:
По крайней мере один из органов полностью заменяется растением за один год.
На рисунке мы видим видоизмененные органы, приспособленные к экономии воды.
Плоды этого растения распространяются при помощи ветра.
На картинке изображены органы растения, предназначенные только для воздушного питания.
Это растение по своей жизненной форме является травой.
→ Посмотреть ответ
12.Ваш старый друг лаборант Пробиркин, работающий в лаборатории, занимающейся связями в биологическом сообществе, предложил вам помочь обработать данные его исследования. Он выяснил, что бедные азотом почвы до их обогащения часто заселяет группа растений № 1, зато обогащать эту почву в дальнейшем помогают растения из группы № 2. Пробиркин перепутал данные составленной на основе исследования таблицы. Помогите ему определить, какие растения составляют 1 и 2 группы. Выберите верные утверждения:
В группе № 1 мы можем среди прочих растений встретить виды из семейства Злаки.
Группа № 2 может состоять из представителей семейства Бобовые.
В группе № 2 мы можем встретить тыкву обыкновенную.
Обе группы растений при культивировании обязательно требуют внесения большого количества азотных удобрений.
Группой № 1 может быть группа хищных растений.
→ Посмотреть ответ
13.Выберите верные утверждения об организме, изображенном на фотографии:
Этот организм участвует в разрушении и переработке мертвых останков живых организмов.
Этот организм – хищник.
Этот организм предпочитает очень сухие местообитания.
Этот организм живет в почве.
Данный организм может жить в воде.
→ Посмотреть ответ
14.На рисунке показан вид сбоку черепа одного из важнейших видов для экосистемы леса. Выберите правильные утверждения о его образе жизни:
У этого животного глаза направлены вперед, что помогает ему оценить расстояние до добычи.
Это животное предпочитает питаться плодами растений.
Это животное – хищник.
Это животное можно назвать санитаром леса, благодаря тому, что оно контролирует численность больных и слабых животных.
У этого животного урезана носовая часть, что помогает ему проводить много времени под водой.
→ Посмотреть ответ
15. Юный натуралист Дана гуляла по лесу и обнаружила скопление замечательных живых организмов. Девочку очень заинтересовал вопрос: что служит пищей для такого большого количества особей. Выберите один наиболее правильный ответ, который подскажет источник пищи этих организмов:
Это гриб, который может питаться сложными органическими веществами, например целлюлозой, которая входит в состав клеточной стенки растений.
Это растение-паразит, которое питается соком березы, на котором оно растет.
Это гриб, который очень любит сахар и питается в основном опавшими плодами растений.
Это коралловый полип, который может фильтровать частицы пыли из воздуха.
Это гриб, который может улавливать своими выростами тела насекомых и других мелких беспозвоночных.
→ Посмотреть ответ
16. Сопоставьте живые организмы и способы их перемещения в пространстве:
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Реснички
Жгутики
Ложноножки
Мышечные сокращения
Скольжение при помощи слизи
Перемещение за счет другого животного
Ответы для 7 класса
1. Что из перечисленного служит примером качественных данных?
Шесть пар зарянок вырастили в среднем по три птенца каждая.
Температура снизилась с 20 С до 15 С.
Содержимое желудка перемешивается каждые 20 секунд.
Рыба плывет по зигзагообразной траектории.
→ Посмотреть ответ
2.Отдирая от одежды «приставучие» репейники (простонародное название для растения рода Лопух), многие ругаются про себя. И даже пословица «пристал, как репей» обычно употребляется в весьма нелестном смысле. Однако, благодаря “приставучести” плодов лопуха возможно его распространение. Тип распространения, характерный для лопуха, носит название:
Гидрохория
Анемохория
Зоохория
Автохория
→ Посмотреть ответ
3. Гуттация — это …..
Обильное выделение смолы у хвойных пород.
Выделение капельно-жидкой воды листьями.
Выделение сахаристой жидкости нектарниками.
Движение воды через растение и её испарение наружу.
→ Посмотреть ответ
4. Сколько разных типов плодов изображено на данном голландском натюрморте Хармена Стейнвика?
Четыре
Три
Шесть
Пять (и огурец)
→ Посмотреть ответ
5.Для двух организмов изображенных на рисунке общим будет:
Содержат большое количество йода
Относятся к отделу зеленые водоросли
Обитают в морской воде
Содержат хлорофилл
→ Посмотреть ответ
6.Для организма изображенного на фотографии не характерно:
Запасающее вещество — гликоген
Осмотрофный тип питания
Ограниченный рост
Хитиновая клеточная стенка
→ Посмотреть ответ
7. Известна формула цветка: K(5)C(2+3)A4G(2). По характеру симметрии этот цветок:
Зигоморфный
Актиноморфный
Мономорфный
Аморфный
→ Посмотреть ответ
8. Мы никогда не будем одиноки, ведь в нашем кишечнике постоянно проживает множество видов бактерий, присутствие которых безвредно для человека. Такой тип взаимоотношений между человеком и кишечной микробиотой можно назвать:
Паразитизм
Нейтрализм
Симбиоз
Квартиранство
→ Посмотреть ответ
9.На данном фото изображен(ы):
Паразит древесного растения
Лишайник с накипным талломом
Эпифитный организм/ сообщество организмов
Споровое растение
→ Посмотреть ответ
10.Барьерный риф Австралии, как одно из чудес света, отличается особенной красотой и разнообразием флоры и фауны. Кораллы рифа имеют самые разнообразные цвета, а окраску им придают существа симбиоз с которыми помогает питаться. Из-за глобального потепления, и повышения температуры океана, кислорода в воде становится меньше, так как в теплой воде он растворяется плохо. В результате кораллы погибают.
Предположите, кто из перечисленных организмов вступает в симбиоз с кораллами:
Водоросли
Моллюски
Бактерии
Кишечнополостные
→ Посмотреть ответ
11.Слизень – представитель брюхоногих моллюсков, но отличается отсутствием важного элемента:
Сердце
Гонады
Любовная стрела
Раковина
→ Посмотреть ответ
12. Обитатели черных курильщиков – удивительные создания, ведь они выживают, находясь на огромной глубине, под воздействием давления и высокой температуры. Выберите, организм, который может выжить при таких условиях среды:
Мурена
Морской черт
Рыбки гуппи
Бактерии
→ Посмотреть ответ
13.Данный отпечаток принадлежит:
Зайцу
Волку
Сороке
Цапле
→ Посмотреть ответ
14.Лунтик бегал во дворе дома и набрел на ржавую проволоку, которая оставила на нем царапины. Предположите, какое из перечисленных заболеваний могло бы развиться у Лунтика, если бы у него не было специальной прививки?
Ботулизм
Столбняк
Менингит
Боррелиоз
→ Посмотреть ответ
15.Для иллюстрации учебника в одной художественной студии был заказан рисунок мухомора. Посмотрите на готовую иллюстрацию и скажите, какую часть настоящего гриба не нарисовал художник:
Ножку, которая нужна для приподнимания шляпки над субстратом.
Остатки общего защитного покрывала, которое защищало весь гриб во время роста.
Шляпку, которая нужна для защиты от солнца.
Остатки частного защитного покрывала, которое защищало нижнюю часть шляпки.
→ Посмотреть ответ
16. Тело человека – очень сложная система, которая состоит из слаженно работающих органов. Выберите верные утверждения об органах человека:
Почки человека выделяют мочевину.
Легкие состоят из мельчайших пузырьков альвеол, которые поглощают углекислый газ воздуха.
Внутри желудка можно обнаружить кислоту.
Мозг человека входит в число органов, потребляющих наибольшее количество энергии.
Рецепторы кожи могут воспринимать давление.
→ Посмотреть ответ
17. Ученые-экологи изучают взаимодействие окружающей среды и живых организмов. Существует классификация внешних воздействий, или по-другому факторов, которые могут повлиять на организм. Выберите примеры биотических факторов (воздействий живой природы):
Сход лавины.
Обнажение морского дна в результате прилива.
Затенение почвы деревом.
Выделение антибиотиков грибом.
Попадание железа в воду из свалки металлических деталей.
→ Посмотреть ответ
18.Ваш старый друг лаборант Пробиркин, работающий в лаборатории, занимающейся связями в биологическом сообществе, предложил вам помочь обработать данные его исследования. Недавно выяснилось, что у некоторых организмов существует каинизм – явление убийства в одном выводке животных одними детёнышами (обычно старшими и сильными) других. Выберите верные утверждения, касающиеся этого явления:
Каинизм не может встречаться у позвоночных животных, поскольку во вскармливание потомство родители вкладывают очень много сил и ресурсов.
Каинизм почти всегда можно встретить у млекопитающих.
Каинизм может возникать в случае нехватки ресурсов (родители не могут прокормить всех детенышей в выводке).
Такой принцип может наблюдаться у некоторых хищных птиц.
С точки зрения эволюции выгодно, чтобы в случае голода из двух потомков выживал наиболее сильный, нежели оба детеныша гибли, не достигнув репродуктивного возраста.
→ Посмотреть ответ
19.Ваш старый друг – лаборант Колбочкин, лаборатория которого сейчас занимается изучением симбиотических связей, предложил вам работать с ним. Перед этим вам нужно было ответить на несколько вопросов. Колбочкин спросил вас, что вы знаете о лишайниках, выберите верные утверждения о них:
Лишайники могут быть одноклеточными.
Лишайники могут быть симбиозом гриба, водоросли и бактерии.
По строению слоевища лишайники делятся на три большие группы.
По строению слоевища лишайники могут быть колониальными.
Ягель (или олений мох) является лишайником.
→ Посмотреть ответ
20. По некоторым оценкам на Земле существует около 200 тыс. видов бабочек. Многие из них обладают уникальным внешним видом, но тем не менее принадлежат к одному семейству. Выберите характеристики, которые являются общими для всех бабочек:
Организм приспособлен к жизни в воде.
Тело состоит из головы, груди и брюшка.
Развитие проходит через стадию куколки.
Способность к синтезу органических веществ из углекислого газа.
Большинство особей имеют крылья и способны к полету.
→ Посмотреть ответ
21. Во все времена люди украшали предметы быта, обращаясь к ботаническим мотивам. “Растительная” тема до сих пор популярна в декоре. Соотнесите изображенные растения с семействами, которым они принадлежат.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Розовые
Сложноцветные
Ирисовые
Бобовые
Зонтичные
Злаковые
Ответы для 8 класса
1. В некоторой семье решили сделать генетический тест на отцовство. Какая технология используется для проведения такого теста?
Секвенирование ДНК
Электрофорез
Электронная микроскопия
ПЦР (полимеразная цепная реакция)
→ Посмотреть ответ
2. Петя оказавшись на Мадагаскаре, флору которого плохо знал, увидел необычные цветки. Мальчику стало интересно, кем они опыляются. Наблюдая за растением в течение нескольких дней он заметил, что эти неяркие цветы достаточно быстро (в течение нескольких минут) открываются с наступлением сумерек или после заката, источая сильный, слегка кислый аромат. Кто по вашему мнению, исходя из перечисленных признаков, мог бы служить опылителем для данного растения?
Зеленая падальница (Отряд Двукрылые)
Крылан (Отряд Рукокрылые)
Жук-усач (Отряд Жесткокрылые)
Пчела-плотник (Отряд Перепончатокрылые)
→ Посмотреть ответ
3. Выберите структуры, которые образуются в коробочках Печеночных мхов.
Семена
Сперматозоиды
Яйцеклетки
Споры
→ Посмотреть ответ
4.Выберите фотографию млекопитающего, которое способно жить в арктическом климате.
5.Выберите кровососущее насекомое.
6.На рисунке мы можем видеть строение ткани под микроскопом. Выберите орган живого организма, в котором могут встречаться эти структуры:
Сустав человека
Кожица лука
Кость животного
Верхушка побега растения
→ Посмотреть ответ
7. На рисунке изображено кровоснабжения одного из важнейших органов человеческого тела. Выберите верные утверждения об этом органе:
В полости данного органа протекают активные пищеварительные процессы.
Данный орган состоит из мышечной ткани.
Этот орган работает только до 15 лет.
Этот орган располагается в черепной коробке.
→ Посмотреть ответ
8. На фотографии изображено сообщество живых организмов, поселившихся в почве. Какую функцию живых организмов в биосфере можно проиллюстрировать этой фотографией?
Транспортную
Концентрационную
Деструктивную
Энергетическую
→ Посмотреть ответ
9. Встретив в лесной подстилке клеща, мы назовем его энцефалитным, если …
В кровь человека со своей слюной он выделит токсины, вызывающие клещевой энцефалит.
В кровь человека со своей слюной он заносит большое количество бактерий, среди которых может оказаться возбудитель клещевого энцефалита.
Он будет переносчиком клещевого энцефалита – вирусного заболевания.
Он имеет возможность проникать в организм человека и находиться в нем долгое время.
→ Посмотреть ответ
10. Теплокровность (постоянная температура тела животных) позволила расширить ареалы обитания животных, покорить более холодные места обитания, а также быть менее зависимым от наступления холодов. Выберите животных, которые не имеют постоянной температуры тела.
Утконос, ехидна, кенгуру
Богомол, палочник, муравьед
Енот, горностай, еж
Бобр канарейка дятел
→ Посмотреть ответ
11. Самцы разных видов дрозофилы, живущих в одной и той же части Гавайских островов, имеют разные сложные ритуалы ухаживания. При этом попытка самца дрзофилы одного вида спариться с самкой другого вида не приведёт к развитию зародышей – зиготы будут погибать. Какой тип репродуктивной изоляции здесь представлен?
Морфологический
Хронологический
Этологический
Зиготический
→ Посмотреть ответ
12. Кто из нас не любит поспать? Конечно, отдохнуть всегда приятно, но вот в спячку уходить мы не спешим. Тем не менее некоторым из наших братьев-меньших спячка дает ряд преимуществ. Выберите среди перечисленного неверное утверждение о процессе гибернации:
Спячка может применяться для того, чтобы отсрочить роды или накопить жир для будущей лактации.
Спячка — способ сберечь энергию, который запускается только холодной зимой.
В регуляции спячки играют роль как внешние факторы, так и выборочная экспрессия генов.
Спячка у маленьких животных повышает шансы выжить, снижая процент гибели от хищников.
→ Посмотреть ответ
13. Ваш старый друг лаборант Пробиркин, занимающийся в лаборатории изучением связей в биологическом сообществе, решил узнать, каким образом можно предупредить образование плесени на продуктах питания/порчу продуктов за счет деятельности бактерий. Помогите ему разобраться в этом вопросе, выбрав верное утверждение:
За счет поддержания необходимых условий хранения продуктов – неблагоприятных для
микроорганизмов.
За счет создания бескислородных условий.
За счет разграничения продуктов питания между собой./
За счет ограничения попадания прямых солнечных лучей.
→ Посмотреть ответ
14. Определите в какой экосистеме может жить организм, изображенный на фотографии:
Альпийские луга
Тундра
Широколиственный лес
Тропические леса
→ Посмотреть ответ
15. Заболевание, вызываемое эукариотическим организмом (не бактериальное и не вирусное):
Энцефалит
Малярия
Бешенство
Боррелиоз
→ Посмотреть ответ
16. Тело человека состоит из систем органов, соединенных в единый организм при помощи развитых систем коммуникации. Выберите каким образом НЕ могут распространятся сигналы внутри человеческого тела:
При помощи электрических импульсов.
При помощи гормонов.
При помощи электромагнитных волн.
При помощи ионизированных веществ.
При помощи кристаллов неорганических соединений.
→ Посмотреть ответ
17. Один из знаменитых вредителей сельскохозяйственных культур – березовая пяденица. В перерывах между поеданием растений, бабочка прячется от хищников на стволах берез. Крылья белого цвета очень хорошо маскируют бабочку на фоне светлых лишайников и стволов берез. Но с середины века в природе распространились особи с более темной окраской. Выберите варианты ответа, которые НЕ могут объяснить данный факт:
С развитием техники в атмосферу выбрасывалось много веществ, разрушающих озоновый слой, что заставило бабочку менять окраску для защиты от ультрафиолета.
Из-за развития промышленности повысилось загрязнение окружающей среды, что привело к сокращению численности лишайников.
Повышенное загрязнение привело к потемнению стволов, особи с более темной окраской получили преимущество, так как они стали менее заметными для хищников.
Из-за развития промышленности увеличилось число мутаций в организме бабочки, что привело к появлению мутации, снижающей приспособленность вида.
Бабочки перешли на ночной образ жизни из-за активного истребления человеком, что привело к изменению окраски на более темную и незаметную.
→ Посмотреть ответ
18. Живые организмы успешно освоили множество геологических систем планеты. Выберите группы живых организмов, среди которых есть морские представители, живущие в толще морской воды:
Амфибии.
Рыбы.
Красные водоросли.
Млекопитающие.
Зеленые водоросли.
→ Посмотреть ответ
19.Выберите функции, которые может выполнять органоид, изображенный на микрофотографии:
Хранение ДНК.
Образование лизосом.
Синтез рибосом.
Синтез клеточной стенки.
Движение клетки.
→ Посмотреть ответ
20.Выберите птиц, питающихся преимущественно семенами.
21. Сопоставьте изображения анатомических срезов стебля растений с группами, к которым эти растения принадлежат.
А Б В Г
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Стебель однодольного
Стебель древесного двудольного
Стебель мохообразного
Стебель травянистого двудольного
→ Посмотреть ответ
22.Исторически болезням человека причислялись различные свойства и причины, что часто находило отражение в их названии. В таблице приведены некоторые названия болезней, использующиеся в разговорной речи. Сопоставьте каждое наименование с возбудителем, который его вызывает:
Бородовка
Ветрянка
Свинка
Проказа
Испанка
Удар
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Вирус ветряной оспы
Возбудитель – микобактерия
Возбудителя нет, сопровождается прекращением кровоснабжения головного мозга
Вирус гриппа
Вирус папилломы человека
Парамиксовирус желез человека
→ Посмотреть ответ
Ответы для 9 класса
Задание 1. В полевых условиях студенты и школьники на практике часто используют следующее приспособление для ловли личинок различных насекомых: поденок, веснянок, мух, комаров и т.д. Где, по вашему мнению, студенты и школьники надеются встретить данные биологические объекты?
В нижнем ярусе леса
В ручьях/прудах
В кронах деревьев
На стеблях полевых трав
→ Посмотреть ответ
Задание 2. Ваш друг загадал представителя покрытосеменных растений. Даже не получив никаких дальнейших подсказок, какой из организмов вы точно не будете рассматривать?
Клен американский
Береза повислая
Гинкго двулопастный
Борщевик Сосновского
→ Посмотреть ответ
Задание 3. Глюкокортикоиды – это группа препаратов, синтезированных на основе стероидных гормонов человека. Известно, что данная группа имеет ряд эффектов на наш организм. Одним из таких эффектов является способность подавлять иммунный ответ человека. Исходя из данных представленных выше в какой ситуации лучше всего будет применить данную группу препаратов?
При пересадке органов
При бактериальных заболеваниях
При переломах
При вирусных заболеваниях
→ Посмотреть ответ
Задание 4. На рисунке представлены типы простых соцветий. Выберите, какое простое соцветие имеется у показанного на изображении растения внутри сложного соцветия?
Початок
Зонтик
Кисть
Корзинка
→ Посмотреть ответ
Задание 5. Ваш сосед по парте попросил вас о помощи на контрольной по зоологии. Помогите ему выделить особенность, в норме характерную для всех амниот.
Два мыщелка
Пять отделов позвоночника
Пятипалые конечности
Наиболее развитым отделом мозга является мозжечок
→ Посмотреть ответ
Задание 6. У кукушкиного льна спора прорастает …
Архегонием
Заростком
Протонемой
Стробилом
→ Посмотреть ответ
Задание 7. В природе азот фиксируется несколькими путями – биогенным и абиогенным. Биогенный способ фиксации азота осуществляется с помощью бактерий; абиогенный — во время грозы, когда на месте удара молнии температура может достигать нескольких десятков тысяч градусов, в результате чего образуются оксиды азота. Выберите, какие организмы занимаются первым способом фиксирования атмосферного азота:
Малярийные плазмодии.
Кишечные палочки.
Клубеньковые бактерии.
Сколопендры.
→ Посмотреть ответ
Задание 8. Липиды — один из важнейших классов сложных молекул, присутствующих в клетках и тканях животных. Липиды, как органические вещества клетки:
Формируют клеточные мембраны.
Являются основой переноса наследственной информации.
Являются основной составляющей частью рибосом.
Могут ускорять (катализировать) многие биохимические процессы.
→ Посмотреть ответ
Задание 9. Киноцилии представляют собой длинные подвижные реснички на поверхности клеток, которые активно участвуют в перемещении жидкостей и частиц.
Киноцилии расположены в кровеносных сосудах и помогают перемещению крови по сосудам.
Киноцилии обнаружены на нейронах головного мозга и участвуют в передаче нервных импульсов.
Киноцилии расположены на клетках кишечника и помогают продвижению каловых масс, способствуя перистальтике.
Киноцилии расположены на клетках дыхательных путей, где они способствуют выведению слизи с частицами пыли.
→ Посмотреть ответ
Задание 10. У медоносных пчел размножение происходит двумя способами: партеногенезом и половым размножением. Трутни (самцы) развиваются из неоплодотворённых яиц, все гены трутней наследуются от матери. Рабочие пчелы и матки развиваются из оплодотворённых яиц. Пол потомства определяется питанием: рабочие пчелы получают обычную пищу, а будущие матки — маточное молочко, что и определяет их дальнейшее развитие. У матки 32 хромосомы. Сколько хромосом у трутня?
16
32
64
8
→ Посмотреть ответ
Задание 11. В ходе эволюции у человека возникали различные анатомические изменения. Какое из перечисленных изменений произошло раньше остальных?
Противопоставленный большой палец
Исчезновение массивных надбровных дуг
Появление свода стопы
Уменьшение клыков
→ Посмотреть ответ
Задание 12. Если азота в почве лишь 40% от необходимой нормы, а серы — 60% от нормы, то ограничивающим фактором будет недостаток азота. Какой экологический закон/принцип обуславливает это утверждение?
Закон постоянства живого вещества биосферы
Закон минимума Либиха
Принцип конкурентного исключения Гаузе
Закон Линдемана
→ Посмотреть ответ
Задание 13. В прыжках в высоту важны сила, скорость и координация. Успех в этом виде спорта зависит от способности спортсмена развить мощное отталкивание, чтобы поднять тело над планкой. Какая из перечисленных мышц должна быть развита лучше всего для достижения высоких результатов в прыжках в высоту?
Прямая мышца живота
Квадрицепс
Трицепс
Камбаловидная мышца
→ Посмотреть ответ
Задание 14. Форическая связь – взаимодействие, при котором особи одной популяции участвуют в расселении (распространении) особей другой популяции. Выберите пример форической связи:
Лишайники и березы
Волки и овцы
Ели и сосны
Колибри и цветы
→ Посмотреть ответ
Задание 15. Просветные и тканевые формы амебы, попавшие в просвет кишки из язв, увеличиваются в размере до 30 мкм и больше и приобретают способность поглощать эритроциты. Каким образом данный организм осуществляет поглощение?
За счет облегченной диффузии.
За счет фагоцитоза.
За счет пиноцитоза.
За счет разницы осмотических давлений.
→ Посмотреть ответ
Задание 16. Биологическая эволюция — естественный процесс развития жизни на Земле. Выберите, какое событие произошло в наиболее ранний период развития жизни на Земле.
Выход растений на сушу.
Появление человека прямоходящего.
Вымирание белемнитов (являются дальними родственниками современных осьминогов, каракатиц и кальмаров).
Появление первых птиц.
→ Посмотреть ответ
Задание 17. Наступает осень и на прилавках появляется все больше овощей и фруктов. Выберите из списка верное утверждение о плодах, которые можно встретить в это время года на прилавках:
Коробочка мха формируется из цветка
Плод томата можно назвать гесперидием
Гранатина развивается из верхней завязи
У тыквины экзокарпий нередко может одревесневать
→ Посмотреть ответ
Задание 18. У плоских червей в норме отсутствует …
Ротовое отверстие
Половая система
Нервная система
Анальное отверстие
→ Посмотреть ответ
Задание 19. Почему алкоголь вреден для печени?
Печень не работает во время сна, а алкоголь вызывает сонливость, что нарушает работу этого органа.
Алкоголь вызывает интоксикацию клеток печени, что приводит к их повреждению и воспалению.
Алкоголь вытягивает воду из печени, из-за чего она становится обезвоженной.
Печени нужно вырабатывать очень много желчи, чтобы переработать алкоголь, печень быстрее стареет из-за большой нагрузки.
→ Посмотреть ответ
Задание 20. К какой группе беспозвоночных относится животное, изображенное на картинке?
Насекомые (Insecta)
Ракообразные (Crustacea)
Многоножки (Myriapoda)
Паукообразные (Arachnida)
→ Посмотреть ответ
Задание 21. Горчаки становятся способны к размножению на втором году жизни. Икру горчаки откладывают довольно необычным способом. Ко времени нереста у самок вырастает длинный яйцеклад, и с его помощью они откладывают икру во внутрь раковины живых моллюсков — перловиц и беззубок.
Самцы к этому времени окрашиваются более ярко. Чешуя приобретает розовато-перламутровый оттенок, на голове у них появляются небольшие эпителиальные бугорки, цвет плавников становится более насыщенным.
Выберите верные утверждения.
Справа можно увидеть самку горчака
Тип обучения у моллюска, упомянутый в задании, называется импринтингом или запечатлением
Изменение окраски самцов может быть результатом полового отбора
Беззубки – нектонные организмы
Перловицы являются представителями двустворчатых моллюсков
→ Посмотреть ответ
Задание 22. Во время эмбрионального развития мозг млекопитающих начинает формироваться в виде гладких структур из нервной трубки. Извилины и борозды в процессе эмбриогенеза создают характерную «морщинистую» поверхность некоторых частей центральной нервной системы. Выберите, для каких структур нашего организма характерны борозды и извилины:
Гипоталамус
Таламус
Большие полушария
Продолговатый мозг
Мозжечок
→ Посмотреть ответ
Задание 23. Для медоносных пчел характерна весьма необычная система определения пола. Из неоплодотворенных яиц вылупляются гаплоидные самцы, а из оплодотворенных яиц развиваются диплоидные самки.
У самцов медоносных пчел нет отцов, но есть матери.
Наиболее важным для самки медоносной пчелы является воспитание своих родственников – братьев (самцов, развившихся из неоплодотворенных яиц матери) и сестер, нежели увеличение количество откладываемых ею яиц.
Пчелы в течение жизни не могут менять пол под действием внешних стимулов (температура, влажность и т.д.).
У самок есть матери, но нет отцов.
Самка медоносной пчелы всегда производит одинаковое количество сыновей и дочерей.
→ Посмотреть ответ
Задание 24. Внутреннее ухо – одна из трех основных структур общей слуховой системы, наряду с наружным и средним ухом. Внутреннее ухо млекопитающих не может являться органом:
Терморецепции.
Равновесия.
Аэрации.
Хеморецепции.
Эхолокации.
→ Посмотреть ответ
Задание 25. На картинке представлены два беспозвоночных животных. Выберите общие характеристики для них обоих.
Замкнутая кровеносная система
Пищеварительная система сквозного типа
Двусторонняя симметрия
Сегментированное тело
Хитиновый экзоскелет
→ Посмотреть ответ
Задание 26. На изображении представлена склеренхима. Выберите верные утверждения о данной механической ткани:
Клеточные стенки первичные.
В клетках мы можем наблюдать крупные вакуоли.
Клеточные стенки не утолщены.
Клеточные стенки пропитаны лигнином.
В клетках мы можем наблюдать живой протопласт.
→ Посмотреть ответ
Задание 27. Выберите характеристики, которые есть у взрослой лягушки, но отсутствуют у молодого головастика.
Среднее ухо
Мозжечок
Хорошо развитые конечности
Хорда
Трехкамерное сердце
→ Посмотреть ответ
Задание 28. Выберите пункты, описывающие искусственный, а не естественный иммунитет.
Антигистаминные препараты применяются для облегчения симптомов аллергии.
Применение сыворотки против ботулизма нейтрализует ботулотоксин и предотвращает развитие
болезни.
Антибиотики используются для уничтожения бактерий при бактериальных инфекциях.
Прививка против вируса папилломы человека снижает риск заражения им.
Использование вакцины против гепатита B защищает от вируса гепатита B.
→ Посмотреть ответ
Задание 29. Выберите организмы, основным компонентом клеточных стенок которых является муреин.
амеба обыкновенная
бактерия рода Bacillus (Бациллы)
дрожжи Saaccharomycescerevisiae
палочка Коха
токсоплазма
→ Посмотреть ответ
Задание 30. На практическом этапе всероссийской олимпиады школьникам выдали несколько знакомых им организмов в чашках Петри и предложили определить, используя классические микробиологические методы. Школьники взяли пробы, окрасили их по Граму и записали полученные данные в таблицу. Какие виды организаторы олимпиады точно не могли использовать для определения?
Saaccharomycescerevisiae
Молочнокислые бактерии
Синегнойную палочку
Клостридии, вызывающие ботулизм
Кишечную палочку
→ Посмотреть ответ
Задание 31. Соотнесите растения с соответствующими типами распространения семян, последние могут повторяться.
Кокосовая пальма
Шиповник
Одуванчик
Недотрога
Земляника
Репейник
*Перетащите элементы на пустые поля сверху (каждый может быть использован несколько раз)
Автохория
Гидрохория
Эндозоохория
Анемохория
Эпизоохория
→ Посмотреть ответ
Задание 32. Соотнесите клетки с их основными функциями.
Фиброцит
Кератиноцит
Миоцит
Гепатоцит
Меланоцит
Адипоцит
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Связан с появлением загара
Накопление и хранение жиров
Участвует в детоксикации
Формирует защитный барьер кожи
Вырабатывает коллаген и другие компоненты внеклеточного матрикса
Обеспечивает сокращение мышц
→ Посмотреть ответ
Задание 33. Вы остались одни в кабинете рентгенолога и случайно столкнули со стола папку со снимками. Пока врач не пришел, вам надо вернуть все на свои места, каждый снимок положить в соответствующий файл с названием снимка. Соедините снимки и их названиями.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Голеностопный сустав
Лучезапястный сустав
Коленный сустав
Плечевой сустав
Локтевой сустав
Тазобедренный сустав
→ Посмотреть ответ
Задание 34. У пациента с диабетом уровень сахара в крови до еды составлял 10 ммоль/л. Нормальный уровень сахара в крови у него должен быть 6 ммоль/л. Пациент поел и уже ввел 4 единицы инсулина, уровень сахара вернулся в норму. Известно, что одна единица инсулина изменяет уровень сахара в крови на 2 ммоль/л. На сколько ммоль/л приём пищи изменил уровень сахара в крови у пациента?
→ Посмотреть ответ
Ответы для 10 класса
Задание 1. Ученые проводят эксперимент по изучению влияния концентрации сахара в среде на скорость роста дрожжей. Для этого они используют пять различных концентраций сахара (0% 2% 5% 10% 15%) и измеряют прирост биомассы дрожжей в каждой из сред. Важно определить, насколько концентрация сахара влияет на прирост биомассы. Какая из следующих формулировок наиболее точно отражает нулевую гипотезу (предположение об отсутствии эффекта) в этом эксперименте?
Прирост биомассы дрожжей одинаков на всех уровнях концентрации сахара.
Снижение концентрации сахара приводит к уменьшению прироста биомассы дрожжей.
Прирост биомассы дрожжей максимален при концентрации сахара 10% .
С увеличением концентрации сахара прирост биомассы дрожжей увеличивается.
→ Посмотреть ответ
Задание 2. Человеческая ДНК состоит на 20% из цитозина (C) по молекулярной массе. Используя правило Чаргаффа, посчитайте молярную долю других нуклеотидов в этой ДНК.
Задание 3. Ген t, отвечающий за гипертрихоз (избыточное оволосение) ушной раковины, находится на Y-хромосоме и наследуется по голандрическому типу. В браке мужчины со здоровой женщиной, отец которой имел гипертрихоз, родился сын с гипертрихозом. Определите генотипы родителей этого мальчика.
Задание 4. Экспериментально показано, что при удалении вакуоли из растительной клетки, она может восстановиться. Процесс восстановления обычно занимает 36 – 48 часов. Как вы думаете, какие структуры дают начало новой вакуоли?
Впячивания клеточной мембраны
Митохондрии
Цистерны эндоплазматического ретикулюма
Хлоропласты
→ Посмотреть ответ
Задание 5. На фотографии показаны пластиды растительной клетки. Определите, какая именно это пластида.
Пропластида
Хромопласт
Хлоропласт
Лейкопласт
→ Посмотреть ответ
Задание 6. Среди предложенных веществ выберите то, которое НЕ может свободно диффундировать через клеточную мембрану без дополнительных каналов-переносчиков.
Кислород
Азот
Углекислый газ
Аммоний
→ Посмотреть ответ
Задание 7. Возможно вы слышали, что недавно в России была зафиксирована вспышка заболеваемости ботулизмом. Ботулизм развивается в результате попадания в организм пищевых продуктов, воды или аэрозолей, содержащих ботулотоксин, вырабатываемый бактерией Clostridium botulinum. Основной причиной заболевания ботулизмом стали некачественные консервы. Как вы думаете, в связи с какой особенностью данной бактерии консервы являются благоприятной средой для ее размножения и жизнедеятельности?
Грамположительность
Симбиоз с стафилококком, обитающим в консервах
Способность к спорообразованию
Анаэробность
→ Посмотреть ответ
Задание 8. Школьник Артем на уроке биологии уронил коробочку с гистологическими препаратами так, что они все перепутались. Как вы думаете, какому органу соответствует данный гистологический препарат?
Легкие
Мочевой пузырь
Поджелудочная железа
Трахея
→ Посмотреть ответ
Задание 9. Перед вами схема строения клетки малярийного плазмодия. Малярийный плазмодий является одним из важнейших представителей группы a. Роптрии и микронемы являются производным …
Комплекса Гольджи
Эндоплазматического ретикулюма
Митохондрии
Пластиды
→ Посмотреть ответ
Задание 10. На фото изображен один из этапов образования тетрады микроспор лилии. Определите этот этап.
анафаза мейоза I
телофаза мейоза II
метафаза мейоза I
профаза мейоза II
→ Посмотреть ответ
Задание 11. Миндаль – это очень красиво цветущий и к тому же плодоносящий кустарник. А что представляют собой его плод?
Семянка
Многоорешек
Орешек
Костянка
→ Посмотреть ответ
Задание 12. Перед вами визуализация D-структуры белка термолизина. Как вы думаете, по какому принципу выполнено окрашивание структуры этого белка?
В зависимости от заряда
По субъединицам
По типу вторичной структуры
По классам аминокислот
→ Посмотреть ответ
Задание 13. Кодон матричной (транскрибируемой) цепи ДНК имеет последовательность 5’-ATG-3’. Определите последовательность антикодона тРНК, которая будет ему соответствовать.
5’-CAU-3’
5’-AUG-3’
5’-GUA-3’
5’-UAC-3’
→ Посмотреть ответ
Задание 14. Как и все живые организмы, растения нуждается в азоте для построения своих органических веществ. Среди предложенных вариантов, выберите форму, в которой азот не может усваиваться растением.
NO3 – (нитрат-ион)
NH4 + (ион аммония)
N2 (атмосферный азот)
NO2- (нитрит-ион)
→ Посмотреть ответ
Задание 15. РуБисКО – фермент, катализирующий присоединение углекислого газа к органическому остову в процессе фиксации углерода. Особой немембранной органеллой – резервуаром этого фермента в клетках некоторых бактерий, является:
Фикобилисома
Аэросома
Карбоксисома
Гетероциста
→ Посмотреть ответ
Задание 16. Лигнификация (одревесневение) – одна из модификаций клеточной стенки растительных клеток. Связана с накоплением лигнина, увеличивающего жесткость клетки. Выберите ткань, большинство клеток которой подвергаются лигнификации.
Меристема
Мезофилл
Склеренхима
Секреторные ткани
→ Посмотреть ответ
Задание 17. На рисунке представлена структурная формула изолейцина – одной из самых распространенных протиеногенных аминокислот. Какая доля изолейцина, получаемого при химическом синтезе в пробирке из оптически неактивных веществ, будет идентична стереоизомеру лейцина, входящему в состав белков? (ферменты живых организмов стереоспецифичны, поэтому живые организмы синтезируют только один стереоизомер).
0%
25%
50%
100%
→ Посмотреть ответ
Задание 18. Выберите верно указанную проблему, с которой столкнулись позвоночные при выходе на сушу.
Отсутствие доступной кормовой базы
Бóльшая плотность среды
Резкие перепады давления
Кислород находится в менее доступной форме
→ Посмотреть ответ
Задание 19. Определите тип ткани человека, к которому относятся более темные клетки.
Мерцательный эпителий
Нервная
Железистый эпителий
Хрящевая
→ Посмотреть ответ
Задание 20. Ушастая аурелия (Aurelia aurita) – это модельный организм из типа Стрекающих (Cnidaria). А что Вы знаете об устройстве нервной системы этой медузы?
Нервная система представлена радиальными нервными стволами с отходящими от них продольными комиссурами (лестничный тип нервной ситемы).
Нервная система отсутствует.
Нервная система представлена неупорядоченными нервными клетками (диффузный тип нервной системы).
Нервная система представлена четырмя ганглиями, располагающимися радиально (ганглиозный тип нервной системы).
→ Посмотреть ответ
Задание 21. Однопроходные – это базальная группа яйцекладущих млекопитающих. К Однопроходным относятся утконос и ехидна.
Какой из перечисленных признаков свойственен представителям Однопроходных?
Наличие клоаки
Сложный крестец
Наличие сосков
Недифференцированный позвоночный столб
→ Посмотреть ответ
Задание 22. Какой гормон, выделяемый передней долей гипофиза, стимулирует рост и клеточное деление?
Тиреотропный гормон (ТТГ)
Соматотропный гормон (СТГ)
Пролактин
Тироксин
→ Посмотреть ответ
Задание 23. Определите группу водорослей, представитель которой изображен на фото.
Охрофитовые
Харовые
Диатомовые
Динофитовые
→ Посмотреть ответ
Задание 24. Какой из следующих белков участвует в транспорте везикул по микротрубочкам внутри клетки?
Актин
Кинезин
Кальмодулин
Кадгерин
→ Посмотреть ответ
Задание 25. Гриб, который вызывает заболевание злаковых, изображенное на фото, является представителем…
Зигомицетов
Аскомицетов
Базидиомицетов
Оомицетов
→ Посмотреть ответ
Задание 26. Амебоидное движение – это один из способов передвижения, характеризующийся образованием псевдоподий – цитоплазматических выростов. Он характерен для многих простейших и для некоторых клеток многоклеточных организмов (например, лейкоцитов). Из предложенных вариантов выберите белки, которые НЕ участвуют в осуществлении амебоидного движения.
Интегрины (белки клеточной адгезии)
Кинезин
Миозин
Актин
Тубулин
→ Посмотреть ответ
Задание 27. Из предложенных ниже ситуаций выберите все, которые описывают комменсализм.
Грибы и корни деревьев образуют микоризу.
Зебры и страусы пасутся на одной территории.
Орхидея растет на стволе дерева.
Рыба-прилипала крепится к коже акулы плавником-присоской.
Морская рыба-чистильщик удаляет паразитов с кожи акулы.
→ Посмотреть ответ
Задание 28. В популяции недотрог железистых (Impatiens grandulifera) (сорные диплоидные растения из семейства Бальзаминовых), произрастающих на территории Звенигородской биологической станции, цвет цветков определяется одним двуаллельным геном (взаимодействие по типу полного доминирования). Так, доминантные гомозиготы будут иметь темно-розовые цветки, гетерозиготы будут иметь светло-розовые цветки, а рецессивные гомозиготы – белые. Студенты, проходящие практику на ЗБС, провели количественный анализ популяции недотроги и выяснили, что растений с темно-розовыми цветками – 128, растений со светло-розовыми цветками – 54, с белыми цветками – 18.
Выберите верные утверждения.
Частота доминантного аллеля – 80%
Частота доминантного аллеля – 77,5%
Частота рецессивного аллеля – 30%
Частота рецессивного аллеля – 9%
В популяции соблюдается равновесие Харди-Вайнберга
→ Посмотреть ответ
Задание 29. Какие из перечисленных процессов характерны только для прокариотов:
Фотосинтез
Диазотрофия
Брожение
Метаногенез
Хемосинтез
→ Посмотреть ответ
Задание 30. Выберите все верные утверждения о растении, спорангии которого показаны на фото.
В жизненном цикле преобладает спорофит.
У взрослого растения обширная сеть ризоидов.
Характерно ветроопыление.
Размножаются семенами.
Гаметофит обоеполый.
→ Посмотреть ответ
Задание 31. Положительный заряд белкам придают:
глутамин и глутамат
гистидин и глутамат
фенилаланин и аргинин
серин и тирозин
С-концевая аминокислота и аспартат
→ Посмотреть ответ
Задание 32. У ланцетников (базальная группа Хордовых) есть особые светочувствительные органы – глазки Гессе (на них указывает стрелка), представляющие собой светочувствительную клетку, погруженную в чашеобразную пигментную клетку.
Выберите верные утверждения.
Глазки Гессе имеют эктодермальное происхождение.
Глазки Гессе располагаются внутри хорды.
Пигментная клетка работает как экран, поглощая свет, чтобы свет поступал на светочувствительную клетку только с одной стороны.
Пигменты внутри пигментных клеток – это каротиноиды.
Глазки Гесса гомологичны глазам человека.
→ Посмотреть ответ
Задание 33. Атропин – растительный алколоид, являющийся антагонистом м-холинорецепторов. Блокируя эти рецепторы, атропин делает их нечувствительными к ацетилхолину в области парасимпатических (холинергических) нервов, поэтому эффекты действия атропина противоположны эффектам, наблюдающимся при возбуждении парасимпатических нервов. Выберете возможные эффекты атропина:
Урежение сердечных сокращений.
Расширение зрачков.
Увеличение тонуса мочевого пузыря.
Усиление секреции желчи.
Уменьшение секреции желудочных желёз.
→ Посмотреть ответ
Задание 34. Конвергенция – процесс приобретения неродственными группами схожих признаков в результате существования в схожих условиях среды. Примерами конвергентной эволюции являются:
Крыло птицы и рука человека
Колючки кактуса и колючки боярышника
Форма тела акулы и дельфина
Зубы акулы и зубы лошади
Клубень картофеля и корневище ландыша
→ Посмотреть ответ
Задание 35. Приспособлениями позвоночных к обитанию в водной среде могут быть:
Наличие брызгальца.
Торпедообразная форма тела.
Повышенное давление в сосудах и тканях.
Запасание кислорода в миоглобине.
Выделение мочевой кислоты как продукта азотистого обмена.
→ Посмотреть ответ
Задание 36. Ниже изображены клетки и срезы различных растительных тканей, сопоставьте их с представленными рисунками.
Ксилема
Паренхима
Колленхима
Флоэма
Склеренхима
Камбий
→ Посмотреть ответ
Задание 37. Гормоны отвечают за множество функций, необходимых для поддержания гомеостаза организма. Сопоставьте гормон и функцию, которую он выполняет.
Инсулин
Глюкагон
Мелатонин
Меланоцитстимулирующий гормон
Окситоцин
Эстроген
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Стимулирует синтез меланинов пигментными клетками
Повышает концентрацию глюкозы в крови
Стимулирует молокоотдачу и сокращение матки
Поддержание менструального цикла
Усвоение глюкозы из крови клетками
Циркадные ритмы
→ Посмотреть ответ
Задание 38. Соотнесите животное на фотографии с типом его кровеносной системы.
Замкнутая кровеносная система
Кровеносная система отсутсвует
Незамкнутая кровеносная система
→ Посмотреть ответ
Задание 39. Соотнесите название закона с примером, который его иллюстрирует.
Закон Либиха
Закон Аллена
Закон Бергмана
Закон Гаузе
Закон Харди-Вайнберга
Закон Долло
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Лисы в северных регионах имеют более короткие хвосты и уши по сравнению с южными собратьями.
Белые медведи в Арктике имеют большую массу тела, чем медведи в умеренных зонах.
В озере растения плохо растут из-за недостатка фосфатов, несмотря на наличие других питательных веществ.
Два вида белок в лесу конкурируют за одинаковые виды орехов. Один вид вытесняет другой.
В ходе эволюции наземные позвоночные утратили способность дышать жабрами, и даже при возвращении к водной среде они не приобрели их вновь.
В изолированной популяции рыб в озере частоты генов остаются постоянными, так как нет миграции и мутаций.
→ Посмотреть ответ
Задание 40. Липидные рафты — особые участки (микродомены) плазматической мембраны, обогащённые особенными липидами. Эти участки координируют клеточные процессы, влияют на текучесть мембраны, служат организующими центрами для сборки сигнальных молекул, регулируют перемещение мембранных белков, рецепторов, а также регулируют нейротрансмиссию. Липидные рафты более структурированы и упакованы плотнее, чем окружающий их липидный бислой; при этом они способны свободно в нём перемещаться.
Так вот, предположим, что есть округлый липидный рафт диаметром нм, состоящая из липидных молекул, каждая с диаметром 0,5 нм. Вам нужно рассчитать, из скольки молекул будет состоять этот рафт, если предположить, что он состоит только из липидных молекул.
Площадь круга рассчитывается по формуле S=ПR2 ( S- радиус круга)
→ Посмотреть ответ
Задание 41. В лаборатории вам нужно провести реакцию ПЦР (полимеразной цепной реакции) для амплификации определенного гена. Для этого вы используете два праймера, последовательность одного из них:
5′-TCCGATCAGTGCTTGCAC-3′
Необходимо рассчитать температуру отжига (температуру, при которой праймер будет связываться с целевой ДНК). Для упрощения расчета используйте следующую формулу:
T = 2×P + 4×Q
P – Количество в праймере нуклеотидов, образующих 2 водородные связи с комплементарными основаниями в целевой ДНК,
Q – Количество в праймере нуклеотидов, образующих.
→ Посмотреть ответ
Ответы для 11 класса
Задание 1. Зачем используется этот прибор?
Ловля наземных насекомых.
Измерение уровня грунтовых вод.
Сбор дождевой воды.
Посадка растений в экспериментальных условиях
→ Посмотреть ответ
Задание 2. На фото показан результат одного из экспериментов. Что из перечисленного подходит под описание эксперимента?
Измерение уровня pH в растворе
Определение концентрации белков в образце
Выращивание клеток в культуре а питательной среде
Разделение фрагментов ДНК бактериальной плазмиды
→ Посмотреть ответ
Задание 3. В России произрастает множество ядовитых растений, которые могут быть опасны для людей и животных. Такими растениями, например, являются Борщевик Сосновского, Болиголов Крапчатый, Наперстянка. Чем так опасно последнее растение?
Это растение содержит алкалоид аконитин, который может вызывать паралич.
Сок наперстянки содержит вещества, которые при контакте с кожей и воздействии ультрафиолетовых лучей вызывают сильные ожоги и воспаление.
Растение содержит сердечные гликозиды, попадание которых в организм человека может привести к остановке сердца.
Наперстянка содержит алкалоид, который парализует нервную систему.
→ Посмотреть ответ
Задание 4. Cdk (циклин-зависимые киназы) — это особые белки, которые действуют как «ключ» для запуска разных этапов клеточного цикла, то есть процессов, через которые клетка проходит при делении. Cdk работают только тогда, когда соединяются с другими белками, называемыми циклинами. Без этих белков клетка не смогла бы правильно и последовательно готовиться к делению и запускать деление. У человека Cdk взаимодействует с циклином B, что способствует началу клеточного деления, подготавливая клетку к переходу в митоз. В каком периоде клеточного цикла происходит активация этого комплекса?
Постсинтетический период интерфазы.
Синтетический период интерфазы.
Профаза.
Поздняя телофаза.
→ Посмотреть ответ
Задание 5. С увеличением количества какого микроорганизма в желудке связывают повышенный риск развития язвы желудка?
Задание 6. Какой процесс в клетке использует специальный комплекс белков для устранения неправильно сложенных или ненужных белков?
Убиквитин-протеасомная система
Рибосомное исправление
Лизосомная деградация
Апоптоз
→ Посмотреть ответ
Задание 7. Какой из перечисленных белков является ключевым для формирования митотического веретена, которое необходим для распределения хромосом в процессе митоза?
Кератин
Десмин
Тубулин
Активин
→ Посмотреть ответ
Задание 8. Определите органеллу клетки. Выберите клетку, в которой эта органелла будет развита лучше всего.
Эритроцит
Миоцит
Нейрон
Адипоцит
→ Посмотреть ответ
Задание 9. Какую функцию выполняет структура под цифрой 1?
Контроль температуры тела
Формирование эмоциональных реакций
Координация движений рук
Регуляция сердечного ритма
→ Посмотреть ответ
Задание 10. Набор хромосом диплоидной тыквы обыкновенной (Cucurbita pepo) составляет 20 хромосом. Сколько хромосом будет в генеративном ядре пыльцевого зерна при самоопылении тетраплоидной тыквы?
40
60
30
20
→ Посмотреть ответ
Задание 11. Какая из следующих причин чаще всего приводит к возникновению сдвига рамки считывания в гене?
Увеличение скорости репликации ДНК
Замена одного нуклеотида на другой
Вставка одного нуклеотида
Изменение уровня экспрессии регуляторных белков
→ Посмотреть ответ
Задание 12. На изображении представлена цианобактерия, которую мы нередко можем встретить при проведении полевых практик. Выберите, по какой причине этот фотосинтезирующий организм может образовывать видимые на изображении клетки с толстыми клеточными стенками:
При необходимости размножения (весенний период).
В случае, когда нет возможности фотосинтезировать.
Для увеличения плавучести.
При условии недостатка в среде таких источников азота как нитрат или аммоний.
→ Посмотреть ответ
Задание 13. Псевдоаутосомные участки — это области на X и Y хромосомах, которые имеют одинаковые гены, между ними может происходить кроссинговер. Ген пигментной ксеродермы локализован в псевдоаутосомных участках. Сколько типов гамет образуется у гетерозиготного мужчины?
1
2
3
4
→ Посмотреть ответ
Задание 14. Кодон смысловой (кодирующей) цепи ДНК имеет последовательность: 5’-ACC-3’, определите последовательность антикодона тРНК.
3’-ACC-5’
3’-UGG-5’
5’-UGG-3’
5’-ACC-3’
Задание 15. На микрофотографии вокруг клеток бактерий видна прозрачная область. Она представляет собой внеклеточные полисахариды и белки. Зачем бактериям нужны такие структуры?
Для ускорения метаболических процессов.
Для улучшения передачи генетической информации между клетками.
Для ускорения деления клеток.
Для защиты от клеток иммунной системы и фагоцитоза.
→ Посмотреть ответ
Задание 16. Хламидомонада и цианобактерия анабена – представители фотосинтезирующей, автотрофной группы живых организмов. В чем состоит одно из основных различий их фотосинтетического аппарата?
У анабены фотосинтетические ферменты расположены на плазматической мембране, у
хламидомонады – нет.
Для анабены не характерно наличие второй фотосистемы.
У хламидомонады главным фотосинтетическим пигментом является хлорофилл а, у анабены – нет.
У хламидомонады нет водоокисляющего комплекса.
→ Посмотреть ответ
Задание 17. Основную фотосинтетическую функцию в растениях выполняет:
Флоэма
Эпидерма (внешняя покровная ткань)
Колленхима
Хлоренхима
→ Посмотреть ответ
Задание 18. Бурая жировая ткань — это один из двух видов жировой ткани у млекопитающих. Данный вид жира в отличие от белого жира имеет ряд особенностей, такие как несократительный термогенез. Какие(-ая) органеллы(-а) обуславливают эту функцию в клетках бурого жира?
Аппарат Гольджи
Ядрышки
Митохондрии
Хлоропласты
→ Посмотреть ответ
Задание 19. Какой из следующих промежуточных продуктов цикла Кребса содержит четыре углерода?
Аконитат
Цитрат
Фумарат
а-кетоглутарат
→ Посмотреть ответ
Задание 20. Что впервые появилось у класса животных, представитель которого изображен на фото?
Неполная перегородка в желудочке сердца
Нервная трубка над осевым скелетом
Боковая линия
Среднее ухо
→ Посмотреть ответ
Задание 21. Какой из перечисленных процессов НЕ происходит в световой фазе фотосинтеза?
Синтез АТФ за счет фотофосфорилирования
Восстановление углекислого газа до глицеральдегид-3-фосфата на свету
Фотоокисление воды с образованием кислорода
Транспорт электронов через фотосистемы
→ Посмотреть ответ
Задание 22. Для успеха в плавании (стилем баттерфляй) должна быть хорошо развита мышца …
Квадрицепс
Дельтовидная мышца
Двуглавая мышца плеча (бицепс)
Камбаловидная мышца
→ Посмотреть ответ
Задание 23. К какой группе относится изображенный на рисунке организм?
Задание 24. На микрофотографии изображен поперечный срез жгутика. В каких клетках его можно обнаружить?
Задание 25. Выберите верное утверждение о водоросли, изображённой на картинке:
Способна к половому размножению и конъюгации.
Относится к бурым водорослям.
Размножается исключительно половым путем через образование зигоцист.
Хлоропласт имеет звездчатую форму.
→ Посмотреть ответ
Задание 26. Что из перечисленного было характерно для организма, являющегося переходной формой, на фото?
Способность к продолжительным полётам на большие расстояния
Наличие чешуйчатой кожи, но отсутствие перьев
Полное отсутствие зубов и наличие клюва
Наличие длинного хвоста с костным скелетом
→ Посмотреть ответ
Задание 27. На фото один из компонентов нефрона. Какой процесс протекает в нем?
Реабсорбция глюкозы из первичной мочи
Фильтрация плазмы с образованием первичной мочи
Секреция ионов калия в первичную мочу
Активное всасывание воды обратно в кровь
→ Посмотреть ответ
Задание 28. Находится много подтверждений, что хлоропласты произошли путем эндосимбиоза от предшествующих им цианобактерий. Какое из следующих утверждений можно использовать в качестве аргумента “за”?
Наследование хлоропластов по женской линии.
Отсутствие рибосом в хлоропласте.
В пластидах наблюдается экспрессия генов прокариот.
Хлоропласты могут быть изолированы из клеток, при этом так же могут быть культивированы в лаборатории в пробирке (invitro).
→ Посмотреть ответ
Задание 29. Какую функцию выполняет гастроваскулярная полость?
Накопление жировых отложений для длительного хранения.
Удаление жидких продуктов метаболизма.
Переваривание пищи и распределение питательных веществ.
Захват кислорода и выделение углекислого газа.
→ Посмотреть ответ
Задание 30. Какое из следующих утверждений верно относительно эволюции растений?
Одним из первых адаптационных механизмов у наземных растений стало образование кутикулы, защищающей от высыхания
Бриофиты — первые растения, которые развили семена для размножения.
Первыми наземными растениями были хвощи.
Печёночники первыми развили сложные корневые системы для укоренения в почве.
→ Посмотреть ответ
Задание 31. Какие из следующих утверждений верны для мейоза и интерфазы?
В мейозе количество ДНК в клетках удваивается перед вторым делением в результате репликации
В мейозе происходит редукционное деление, которое уменьшает число хромосом вдвое
Мейоз включает два последовательных деления, что приводит к образованию четырёх клеток с гаплоидным набором хромосом
В G2-фазе нити веретена деления крепятся к центромерам, завершая подготовку к делению
В мейозе I происходит расхождение гомологичных хромосом, но сестринские хроматиды остаются соединёнными
→ Посмотреть ответ
Задание 32. Выберите все возможные соотношения фенотипов в потомстве при скрещивании гетерозиготных овец.
1:1:1 при неполном доминировании
1:2:1 при кодоминировании
2:1 при летальности доминантных гомозигот
3:1 при полном доминировании
1:1 при летальности гетерозигот
→ Посмотреть ответ
Задание 33. Почему у человека может наблюдаться нехватка кортизола?
Употребление калийсодержащих продуктов
Нарушение ферментативных процессов в коре надпочечников
Снижение выработки адренокортикотропного гормона
Генетические мутации, нарушающие синтез гормонов гипофизом
Аутоиммунные заболевания (болезнь Аддисона) приводящие к разрушению ткани надпочечников
→ Посмотреть ответ
Задание 35. Какие из следующих утверждений верны относительно симбиоза целлюлолитических бактерий и термитов?
Термиты могут сами вырабатывать целлюлолитические ферменты, но бактерии делают это эффективнее
Термиты получают питательные вещества из целлюлозы благодаря процессу брожения, проводимому целлюлолитическими бактериями в их кишечнике
Целлюлолитические бактерии помогают термитам усваивать целлюлозу, производя короткоцепочечные жирные кислоты, которые термиты могут использовать как источник энергии
Целлюлолитические бактерии в кишечнике термитов могут синтезировать все необходимые витамины, что делает термитов независимыми от других источников витаминов
Целлюлолитические бактерии в кишечнике термитов могут синтезировать ферменты, разрушающие сложные углеводы древесины
→ Посмотреть ответ
Задание 36. Недостаток некоторых минеральных элементов (магния (Mg), железа (Fe) и азота (N)) в почве вызывает хлороз. Выберите верное соответствие элемент – его метаболическая роль в организме растения.
Железо – у данного элемента есть много функций, но основная – включение в хлорофилл.
Азот – данный элемент принимает участие в активации самых различных ферментов и является
составной (центральной) частью кольцевой структуры хлорофилла.
Железо – данный элемент вовлечен в качестве компонента в ЭТЦ митохондрий и хлоропластов.
Азот – этот элемент всегда включен в состав аминокислот, хлорофилла и нуклеиновых кислот.
Магний – данный минеральный элемент является составной частью многих компонентов растительных клеток, включая аминокислоты, нуклеиновые кислоты и хлорофилл.
→ Посмотреть ответ
Задание 36. Какие из следующих утверждений верны для генетического материала прокариот и эукариот?
Эукариоты имеют как ядерную, так и митохондриальную ДНК
У прокариот отсутствуют мембранные органеллы, в том числе ядро, и их ДНК свободно
расположена в цитоплазме
У эукариот каждая хромосома содержит множество разных молекул ДНК, собранных вместе
Генетический материал прокариот может содержаться в виде плазмид — небольших кольцевых молекул ДНК
У растений генетический материал содержится, кроме прочего, в хлоропластах
→ Посмотреть ответ
Задание 37. Какие из следующих утверждений верны для организма на фото?
Есть плавательный пузырь, который помогает регулировать плавучесть.
Размножение путем яйцеживорождения.
Кожа покрыта плакоидной чешуей, которая по структуре похожа на зубы.
Внутренний скелет, состоящий из костной ткани.
Дышат жабрами, но их жабры не прикрыты жаберной крышкой.
→ Посмотреть ответ
Задание 38. Выберите верные утверждения о представителе класса Хвощовые – Хвоще полевом, представленном на картинке:
Листорасположение у хвоща можно назвать очередным.
Вегетативный побег у хвоща – бесхлорофильный.
Хвощ полевой – семенное растение.
У Хвоща полевого есть два вида побегов – генеративные и вегетативны.
Содержит много кремнезёма.
→ Посмотреть ответ
Задание 39. Какие из следующих утверждений верны относительно эволюции человека?
Неандертальцы вымерли, не оставив следов в генетическом материале современного человека.
Использование огня сыграло важную роль в эволюции ранних видов Homo, способствуя улучшению питания и социализации.
Australopithecus был первым видом, способным изготавливать сложные орудия труда.
Переход к прямоходящему передвижению у предков человека привел к изменению строения тазовых костей и позвоночника.
Развитие больших полушарий и увеличение объема мозга стало важным фактором в эволюции рода Homo
→ Посмотреть ответ
Задание 40. Какие из следующих адаптаций животных и растений подходят для жизни в водной среде?
Обтекаемая форма тела у животных.
Отсутствие перепонок на лапах для лучшего захвата пищи.
Гетерофилия у растений (например, у стрелолиста).
Намокание перьев и шерсти для улучшения осязания в воде.
Наличие устьиц на верхней стороне листьев.
→ Посмотреть ответ
Задание 41. Учебный год закончился и вы с друзьями отправились на полевую практику, при этом первым изучаемым блоком стала ботаника. На зачете преподаватель решил застать вас врасплох и попросил определить каждый из предложенных им частей растительного организма в одну из знакомых вам групп тканей.
Веламен
Аэренхима
Запасающая паренхима
Железистые волоски
Флоэма
Апикальная меристема
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Секреторные
Образовательные
Вентилирующие
Проводящие
Поглощающие
Запасающие
→ Посмотреть ответ
Задание 42. Соотнесите типы РНК с их функциями.
рРНК (рибосомальная РНК)
тРНК (транспортная РНК)
мРНК (матричная РНК)
рибозим
миРНК (микроРНК)
мяРНК (малая ядерная РНК
Регулирует экспрессию генов, препятствует трансляции мРНК, связываясь с ней
Образует основную структурную часть рибосомы и участвует в катализе формирования пептидной связи
Переносит информацию с ДНК к рибосоме, где она используется для синтеза белков
Обеспечивает каталитическую активность в некоторых ферментативных процессах, будучи РНК, а
не белком
Участвует в процессинге пре-мРНК, формируя зрелую мРНК путем вырезания интронов и сшивания экзонов
Переносит аминокислоты к рибосоме во время синтеза белка
→ Посмотреть ответ
Задание 43. Вы решили устроить маскарад и сказали вашим друзьям-
олимпиадникам надеть костюмы, не связанные с биологией. В итоге к вам на праздник пришли только представители основных групп беспозвоночных животных. Но свет выключился, бальный зал освещала только луна и вы не смогли отличить своих друзей в ту ночь. На следующее утро вы спросили у обратно обратившихся ребят, кем они были. Все они отвечали уклончиво, поэтому вам предстоит выудить информацию из их фраз и сопоставить, кто кем был в ту лунную ночь (представителем какой группы).
Сцифоидные медузы
Губки
Коралловые полипы
Насекомые
Гребневики
Паукообразные
«Шесть ног, крылья – что еще нужно для счастья»
«Из меня впервые выделили флуоресцентный белок GFP»
«Между моими пинакодермой и хоанодермой расположен мезохил»
«Конкретно я – засадный хищник»
«Конкретно я могу вступать во взаимовыгодные отношения с раком- отшельником»
«Пластинки помогают мне выглядеть окрашенным не за счёт пигментов»
→ Посмотреть ответ
Задание 44. Сопоставьте описание ситуации с названием эволюционного механизма, который она иллюстрирует.
Дрейф генов
Репродуктивная изоляция
Географическая изоляция
Экологическая изоляция
Эффект основателя
Популяционные волны
Различные виды цихлид в африканских озерах дают стерильное потомство.
Популяция саранчи резко увеличилась, затем резко сократилась, что вызвало изменение
численности кормовой базы саранчи и ее хищников.
Многие люди из группы переселенцев, основавшей новую деревню в горах, имели предрасположенность к почечной недостаточности, современные жители деревни часто страдают от заболеваний выделительной системы.
Группа грызунов оказалась разделена на две после того, как землетрясение создало каньон на территории их привычного ареала.
В изолированной популяции цветущих растений вариант с белым венчиком стал доминировать из-за случайного воспроизведения.
Разные виды растений в одном лесу не скрещиваются, так как один вид цветет в апреле, а другой – в июле.
→ Посмотреть ответ
Задание 45. Сопоставьте изображение водоросли с ее таксономической группой.
Красные водоросли
Бурые водоросли
Эвгленовые водоросли
Харовые водоросли
Динофитовые водоросли
Зеленые водоросли
Задание 46. Черная окраска у коров – аутосомный доминантный признак. В популяции 675 коров имели черную окраску, еще 225 – белую. Рассчитайте частоту встречаемости гетерозигот в популяции, если относительные частоты аллелей в популяции остаются неизменными из поколения в поколение. Ответ округлите до сотых, в ответ запишите десятичное число с разделителем-запятой (для примера 10,6).
→ Посмотреть ответ
Задание 47. В потомстве бабочек, полученных от самки с белыми крыльями и полосатым узором и самца с черными крыльями и сплошным цветом, все потомство похоже на материнскую особь. При скрещивании самок F1 с отцовской особью в потомстве наблюдаются 4 фенотипические группы: две группы по 16 особей, одна группа из 85 особей и одна группа из 83 особей. Определите
→ Посмотреть ответ