13-15 сентября 2024 Олимпиада по литературе 6 класс ответы и задания школьный этап ВСОШ Московская область

олимпиада по литературе Олимпиада

Все ответы и задания для 6 класса олимпиада по литературе школьный этап 2024 всероссийской олимпиады школьников Московской области дата проведения 13, 14, 15 сентября 2024, далее будет муниципальный этап ВСОШ.

1.  Прочитайте стихотворение Иосифа Бродского «Зимним вечером на сеновале» 1965. В нём выделены примеры средства выразительности, которое помогает сопоставить несколько предметов или явлений. 
Снег сено запорошил
сквозь щели под потолком.
Я сено разворошил
и встретился с мотыльком.
Мотылёк, мотылёк,
от смерти себя сберёг,
забравшись на сеновал.
Выжил, зазимовал.

Выбрался и глядит,
как «летучая мышь» чадит,
как ярко освещена
бревенчатая стена.
Приблизив его к лицу,
я вижу его пыльцу
отчётливей, чем огонь,
чем собственную ладонь.

Среди вечерней мглы
мы тут совсем одни.
И пальцы мои теплы,
как июльские дни.
→ Посмотреть ответ

2. Назовите его в поле ввода. В качестве ответа укажите ОДНО слово в именительном падеже БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например, олимпиада.
Стрекозы быстрыми кругами
Тревожат чёрный блеск пруда,
И вздрагивает, тростниками
Чуть окаймлённая, вода.

То – пряжу за собою тянут
И словно паутину ткут,
То – распластавшись – в омут канут –
И волны траур свой сомкнут.

И я, какой-то невесёлый,
Томлюсь и падаю в глуши –
Как будто чувствую уколы
И холод в тайниках души
Какой приём выделен в стихотворении?
→ Посмотреть ответ

3. Укажите, какие из названных произведений основаны на аллегории.
«Васюткино озеро»
«Лошадиная фамилия»
«Няне»
«Волк на псарне»
→ Посмотреть ответ

4. Сопоставьте названия перечисленных ниже сказок с именами писателей, написавших их.
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Чёрная курица, или Подземные жители»
«Сказка о потерянном времени»
«Конёк-горбунок»
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
П.П. Ершов
А. Погорельский
А.С. Пушкин
Е. Шварц
→ Посмотреть ответ

5. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму». 
«Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
Иллюстрацией какого литературоведческого понятия является этот отрывок?
→ Посмотреть ответ

6. Прочитайте басню С.В. Михалкова и вспомните, какие отличительные особенности есть у этого жанра литературы. 
Арбуз
Арбуз, что из земли тянул нещадно соки,
Что более других лежал на солнцепеке
И вырос до такой величины,
Что все другие кавуны
С ним оказались не равны,
Перед собратьями своими возгордился.
“Я тяжелее всех, каков же я на вкус?!
Всяк скажет про меня: “Арбуз так уж арбуз!..”
Так до тех пор он хвастал и кичился,
Пока в хозяйских вдруг руках не очутился.
А как попал под нож,
То оказался уж не так хорош
Что толку, что велик? Велик, да толстокож!
На цвет? Да как сказать, не бел, но и не красен.
На вкус – трава травой…
Смысл этой басни ясен.
Иной, глядишь, и говорит пестро,
Осанка хоть куда, так важно носит пузо,
А ковырни его да загляни в нутро
Оно как у того Арбуза!  

Басней называется краткий рассказ в стихах или прозе, имеющий иносказательный смысл и нравоучительное содержание.
Басней можно назвать короткое стихотворение о каком-либо событии или случае, высмеивающем человека.
Мораль служит для раскрытия характера героя басни.
Одним из ведущих приёмов, использующихся в басне, является олицетворение.
→ Посмотреть ответ

7. Прочитайте отрывок из статьи о малых жанрах фольклора.  На месте пропусков вставьте нужные слова и выберите подходящие примеры.
Краткое и точное по мысли изречение называется  _______________ и всегда имеет форму законченного предложения, например _____________________. В ней отражены многие народные представления о вреде и пользе, уме и глупости, горе и радости, душевной красоте и уродстве. . А вот в _______________ нет назидания. Это краткое образное выражение, оборот речи, например _________________.
В качестве ответа, соответствующего пропуску 1, укажите ОДНО слово в именительном падеже БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например, олимпиада.
Укажите примеры, которые соответствуют пропуску 2. Выберите ВСЕ верные ответы.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Свалился как снег на голову.
Нашла коса на камень.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
В качестве ответа, соответствующего пропуску 3, укажите ОДНО слово в именительном падеже БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например, олимпиада.
Укажите примеры, которые соответствуют пропуску 4. Выберите ВСЕ верные ответы.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Свалился как снег на голову.
Нашла коса на камень.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
→ Посмотреть ответ

8. Соотнесите элементы, которые встречаются волшебной сказке, с примерами из сказки «Марья Моревна».
Зачин
Концовка
Присказка
Постоянные эпитеты
«Погостили они, попировали и поехали в свое царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать»
Ясен сокол, добрый молодец, буйная головушка, дремучие леса, богатырский конь, сине море
«Долго ли, коротко ли»
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья — Анна-царевна»
→ Посмотреть ответ

9. Привет, Алиса!
Студент-лингвист изучает особенности машинного перевода. Он решил провести эксперимент и перевёл при помощи гугл-переводчика известное Вам стихотворение на  языков-посредников, а потом вернул на русский язык:
 русский — латышский — английский — венгерский  — греческий — итальянский — русский 
Текст стихотворения в результате этого изменился. Ваша задача — угадать исходное стихотворение. В ответе запишите его название.
Друг моих трудных дней
Мой исхудалый голубь!
Один в сосновой пустыне
Ты долго ждал меня.
Ты под окном своей спальни
Ты грустен как часы
И спицы каждую минуту колеблются
В твоих морщинистых руках.
Ты смотришь на забытые ворота
На длинной черной дороге:
Меланхолия, предчувствие, беспокойство
Они постоянно сдавливают вашу грудь.
Вы думаете… 
В качестве ответа укажите ОДНО слово в именительном падеже БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например, олимпиада.
→ Посмотреть ответ

10. Прочитайте стихотворения и проследите за тем, как они звучат.
М.Ю. Лермонтов. «Из Гёте»
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
А.А. Блок. «Двенадцать»
…Вдаль идут державным шагом…
— Кто ещё там? Выходи!
Это — ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
Впереди — сугроб холодный.
— Кто в сугробе — выходи!
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади…
— Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались — поколочу!

Стихотворная речь ритмична. В ней периодически повторяются однородные звуковые, интонационные, синтаксические элементы.
Ритм задаёт тональность стихотворения (быстрый – бодрый, медленный – плавный) и влияет на восприятие читателем всего стихотворения в целом.
Рифма создаёт форму строения стихотворной строки и выдерживается во всём стихотворном тексте или его фрагменте.
Для стихотворной речи обязательны эпитеты и метафоры. Без них стихотворение не получится
→ Посмотреть ответ

11. Герой серии мифов Геракл был очень популярен в Греции. Изображением его подвигов украшались краснофигурные и чёрнофигурные вазы – особые техники древнегреческой вазописи, получившие своё название по соотношению цветов между фигурами и фоном: фон – чёрный, фигуры – красные либо фон – рыже-красный, фигуры – чёрные. Рассмотрите картинки с краснофигурными и чёрнофигурными вазами и восстановите подвиги Геракла, изображённые на них.

Одиннадцатый подвиг «Кербер»
Второй подвиг «Лернейская гидра»
Третий подвиг «Стимфалийские птицы»
→ Посмотреть ответ

12.   Перед вами фрагмент произведения Артура Гиваргизова «Мог бы быть учёным». Определите, к какому роду литературы принадлежит произведение. 
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Два часа ночи. В прихожей раздевается папа, он только что вошёл.
МАМА: “Ты как раз вовремя. У Миши же сегодня день и час рождения.” (Смотрит на часы.) “Через три минуты.”
ПАПА: “А подарок?”
МАМА: “Может быть, ты вместо него сходишь завтра в школу? По-моему, отличный подарок.”
ПАПА (кивает): “Отличный подарок!”
Папа и мама заходят в Мишину комнату.
МИША (во сне): “Считаю до трёх, считаю до трёх, считаю до трёх, считаю до трёх, считаю до трёх!”
МАМА: “Математика снится.”
ПАПА: “Жалко будить.” (Кричит.) “Подъём!!!”
МИША (вскакивает; испуганно):”А?! Что?!”
ПАПА и МАМА: “С днем рождения!”
МИША: “А подарок?”
Папа и мама загадочно улыбаются.

Драматическое произведение написано в форме диалога действующих лиц и предназначено для постановки на сцене
Речь героя – одно из основных средств создания образа героя драматического произведения.
Чтобы дать необходимые пояснения действий и состояния героев и визуализировать пространство драматического произведения, автор использует ремарки.
Драма как род литературы включает в себя повествование о жизни героев, подборные описания природы и событий, которые происходят.
→ Посмотреть ответ

13. Известное вам стихотворение попало в «облако слов» и теперь представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и цвета.
Прочитайте слова, восстановите стихотворение и  запишите фамилию поэта, который его написал.

В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например, Крылов.
→ Посмотреть ответ

14. Восстановите слово на месте пропусков. Это слово одновременно является и названием того произведения, откуда взят фрагмент.
А) ____ объезжал однажды малое своё владение; приближаясь к берёзовой роще, услышал он удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Увидя его, они бросились было бежать. ____ со своим кучером поймал их них двоих и привёл связанных к себе на двор. Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю.
Б) Всех их знал ___: и воробьев, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому ____ пошел далее во двор и пришел в сарай, где стояла в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек; днем он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.
— Я тебя знаю, ты там живешь, — приподнявшись на ногах, сказал ____ сверху в темную гулкую бочку, а потом вдобавок постучал по ней кулаком. — Вставай, не спи, лодырь! Чего зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут!
В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например, олимпиада.
Укажите слово пропушенное в отрывке А.
Укажите слово пропушенное в отрывке Б.
→ Посмотреть ответ

15. Сюжет эпических произведений (рассказов, повестей, романов) состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки, эпилога. Некоторые из этих элементов обязательны, другие – факультативны. Прочитайте фрагмента из рассказа В.Г. Короленко «В дурном обществе» и определите, какие элементы произведения они представляют.

А. «Смеялся даже Шурик Авдеенко, самый мрачный человек нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки. Смеялся Комаров, который, хоть и зовется теперь Аликом, а как был, так и остался Адольфом.
Глядя на него, я подумал, что, если бы у нас в классе не было настоящего рыжего, он сошел бы за него, потому что волосы у него светлые, а веснушки, которые он скрывал так же, как свое настоящее имя, обнаружились во время укола. Но у нас был настоящий рыжий, и рыжеватость Комарова никто не замечал. И еще я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша к нам не зашла и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.
Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса. Харлампий Диогенович поставил мне отметку в журнал и еще что-то записал в свой блокнотик».

Б.«Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы, были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. Так что утверждение насчет того, что пифагоровы штаны якобы во все стороны равны, навряд ли абсолютно точно.
Возможно, у самого Пифагора так оно и было, но его последователи, наверно, об этом забыли и мало обращали внимания на свою внешность.
И все-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Его нельзя было назвать слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю, был ли он гениален, — сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего был.
Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нем не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть».

В. «Щелк. На этот раз только одна бусина упала с правой стороны на левую. Он ее резко подтолкнул пальцем. Она как-то нехорошо упала. Лучше бы упали две, как раньше, чем одна такая.
Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью. Как будто не бусина щелкнула, а захлопнулся маленький капканчик в руках Харлампия Диогеновича.
— …Мне кажется, я догадываюсь, — проговорил он и посмотрел на меня.
Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.
— Прошу вас, — сказал он и жестом пригласил меня к доске.
— Меня? — переспросил я, чувствуя, что голос мой подымается прямо из живота.
— Да, именно вас, бесстрашный малярик, — сказал он.
Я поплелся к доске».

Г. «В тот день я не решил задачу, заданную на дом. Там было что-то про артиллерийский снаряд, который куда-то летит с какой-то скоростью и за какое-то время. Надо было узнать, сколько километров пролетел бы он, если бы летел с другой скоростью и чуть ли не в другом направлении.
В общем, задача была какая-то запутанная и глупая. У меня решение никак не сходилось с ответом. А между прочим, в задачниках тех лет, наверное из-за вредителей, ответы иногда бывали неверные. Правда, очень редко, потому что их к тому времени почти всех переловили. Но, видно, кое-кто еще орудовал на воле.
Но некоторые сомнения у меня все-таки оставались. Вредители вредителями, но, как говорится, и сам не плошай.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Развитие действия
Развязка
Эпилог
Экспозиция
Завязка
→ Посмотреть ответ

Оцените статью
Добавить комментарий