Все ответы и задания для 10 класса олимпиада по литературе школьный этап 2024 всероссийской олимпиады школьников Москвы дата проведения 12, 13, 14 сентября 2024.
1. Узнайте персонажа отечественной литературы по его реплике/ цитате
– Послушай, – сказал /… / очень важно, – пожалуйста, не подшучивай над моей любовью, если хочешь остаться моим приятелем… Видишь: я её люблю до безумия… и я думаю, я надеюсь, она также меня любит… У меня есть до тебя просьба: ты будешь нынче у них вечером… обещай мне замечать всё; я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймёт? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаённую нашу мысль, то не понимают самых ясных намёков… Вот хоть княжна: вчера её глаза пылали страстью, останавливаясь на мне, нынче они тусклы и холодны…
Напишите его фамилию (одно слово).
→ Узнать ответ
2. Напишите фамилию автора произведения (одно слово).
→ Узнать ответ
3. Напишите название всего произведения без кавычек. Если в ответе несколько слов, запишите в поле для ответа все слова через пробел.
Образец: Горе от ума
→ Узнать ответ
4. Узнайте персонажа зарубежной литературы по его реплике/ цитате.
Не этих,
Когда б они благодарить могли;
Он никогда не требовал их казни.
Но так как прямо на кровавый суд
Вам из похода в Польшу, вам – из Англии
Пришлось поспеть, пусть на помост высокий
Положат трупы на виду у всех;
И я скажу незнающему свету,
Как всё произошло; то будет повесть
Бесчеловечных и кровавых дел,
Случайных кар, негаданных убийств,
Смертей, в нужде подстроенных лукавством,
И, наконец, коварных козней, павших
На головы зачинщиков. Всё это
Я изложу вам.
Напишите его имя (одно слово).
→ Узнать ответ
5. Напишите фамилию автора произведения (одно слово).
→ Узнать ответ
6. Напишите название произведения.
→ Узнать ответ
7. Выберите три характеристики, присущие романтической поэме как жанру.
лиро-эпический жан
бытовая ситуация
перекрёстная рифма / рифмовка
легендарный сюжет
наличие романтического героя
поэтическая (стихотворная) форма
→ Узнать ответ
8. Выберите из приведённых отрывков три, которые являются фрагментами романтических поэм.
Я, прочитав над входом, в вышине,
знаки сумрачного цвета,
Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне».
Он, прозорливый, отвечал на это:
«Здесь нужно, чтоб душа была тверда;
Здесь страх не должен подавать совета.
Я обещал, что мы придём туда,
Где ты увидишь, как томятся тени,
Свет разума утратив навсегда».
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел, – и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы –
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
Я рад. Останься до утра
Под сенью нашего шатра
Или пробудь у нас и доле,
Как ты захочешь. Я готов
С тобой делить и хлеб и кров.
Будь наш – привыкни к нашей доле,
Бродящей бедности и воле –
А завтра с утренней зарёй
В одной телеге мы поедем;
Примись за промысел любой:
Железо куй – иль песни пой
И сёлы обходи с медведем.
Жил в Альбионе юноша. Свой век
Он посвящал лишь развлеченьям праздным.
В безумной жажде радостей и нег
Распутством не гнушаясь безобразным,
Душою предан низменным соблазнам,
Но чужд равно и чести и стыду,
Он в мире возлюбил многообразном,
Увы! лишь кратких связей череду
Да собутыльников весёлую орду.
Тебе позволено: иди
И завладей его душою
И, если можешь, поведи
Путём превратным за собою, –
И посрамлён да будет сатана!
Знай: чистая душа в своём исканье смутном
Сознанья истины полна!
Мне мнится, человек – себе подобным брат,
И лжеучители рассеяли разврат,
Дабы лжесвятости их черни возвещались,
И ко прибытку им их басни освещались.
Нам наши пастыри того не говорят
И, с ними развратясь, судьбу благодарят.
Сложила Англия, Голландия то бремя,
И пол-Германии. Наступит скоро время,
Что и Европа вся откинет прежний страх
И с трона свержется прегордый сей монах,
Который толь себя от смертных отличает
И чернь которого, как бога, величает.
→ Узнать ответ
9. Отметьте три произведения, относящиеся к эпохе романтизма.
«Бедная Лиза»
«Оливер Твист»
«Борис Годунов»
«Корсар»
«Мороз, Красный нос»
«Страшная месть»
→ Узнать ответ
10. Узнайте персонажа произведения по иллюстрации. Обратите внимание, могут быть лишние иллюстрации. Персонажи: Селифан, Репетилов, Светлана, Борменталь, Вернер.
11. Соотнесите название произведения и портрет автора. Названия произведений: «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Остров Борнгольм», «Студент», «Княгиня Лиговская», «Лара».
12. Кому из перечисленных отечественных писателей принадлежат все следующие произведения? «Штосс», «Дума», «Вадим», «Кинжал»
Выберите правильный ответ.
Г.Р. Державин
М.Ю. Лермонтов
В.А. Жуковский
Н.М. Карамзин
Н.В. Гоголь
→ Узнать ответ
13. Какие три факта биографии этого писателя соответствуют действительности?
погиб в результате дуэли
служил чиновником
был писателем-сентименталистом
никогда не был женат
бывал на Кавказе
→ Узнать ответ
14. Кому из перечисленных зарубежных писателей принадлежат все следующие произведения? «Наш общий друг», «Большие надежды», «Колокола», «Лавка древностей»
Выберите правильный ответ.
Ч. Диккенс
О. Уайльд
А. Дюма
Стендаль
Ф. Купер
→ Узнать ответ
15. В каких двух из нижеперечисленных произведений присутствует мотив обретения свободы?
«Цыганы» А.С. Пушкина
«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина
«Лесной Царь» В.А. Жуковского
«Тарас Бульба» Н.В. Гоголя
«Мцыри» М.Ю. Лермонтова
→ Узнать ответ
16. Что объединяет перечисленные ниже произведения? «Маскарад», «Рюи Блаз», «Борис Годунов»
Выберите два правильных ответа.
принадлежат русской литературе
относятся к эпохе Романтизма
драмы
прозаическая форма
сюжет строится на любовном конфликте
в основе сюжета – исторические события
→ Узнать ответ
17. Что объединяет этих писателей? К.Ф. Рылеев и Д.Г.Н. Байрон
Выберите правильный ответ.
жили в Италии
были казнены
писали романтические поэмы
→ Узнать ответ
18. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Ф.И. Тютчев (1803–1873)
Бессонница
(1) Часов однообразный бой,
(2) Томительная ночи повесть!
(3) Язык для всех равно чужой
(4) И внятный каждому, как совесть!
(5) Кто без тоски внимал из нас,
(6) Среди всемирного молчанья,
(7) Глухие времени стенанья,
(8) Пророчески-прощальный глас?
(9) Нам мнится: мир осиротелый
(10) Неотразимый Рок настиг –
(11) И мы, в борьбе, природой целой
(12) Покинуты на нас самих.
(13) И наша жизнь стоит пред нами,
(14) Как призрак на краю земли,
(15) И с нашим веком и друзьями
(16) Бледнеет в сумрачной дали…
(17) И новое, младое племя
(18) Меж тем на солнце расцвело,
(19) А нас, друзья, и наше время
(20) Давно забвеньем занесло!
(21) Лишь изредка, обряд печальный
(22) Свершая в полуночный час,
(23) Металла голос погребальный
(24) Порой оплакивает нас!
(1829)
Укажите стихотворный размер. Запишите ответ одним словом в именительном падеже единственном числе.
Ответ, написанный с ошибкой или опечаткой, засчитываться не будет.
→ Узнать ответ
19. Укажите правильные варианты из предложенных.
Рифмовка в стихотворении
перекрёстная
кольцевая
парная
→ Узнать ответ
20. Перечитайте ещё раз строку 2.
(2) Томительная ночи повесть!
Какое значение у метафоры в этой строке?
чтение книги
звук часов
сочинение повести
→ Узнать ответ
21. Укажите строки с неточной рифмой.
(1) Часов однообразный бой,
(2) Томительная ночи повесть!
(3) Язык для всех равно чужой
(4) И внятный каждому, как совесть!
(5) Кто без тоски внимал из нас,
(6) Среди всемирного молчанья,
(7) Глухие времени стенанья,
(8) Пророчески-прощальный глас?
(9) Нам мнится: мир осиротелый
(10) Неотразимый Рок настиг –
(11) И мы, в борьбе, природой целой
(12) Покинуты на нас самих.
(13) И наша жизнь стоит пред нами,
(14) Как призрак на краю земли,
(15) И с нашим веком и друзьями
(16) Бледнеет в сумрачной дали…
(17) И новое, младое племя
(18) Меж тем на солнце расцвело,
(19) А нас, друзья, и наше время
(20) Давно забвеньем занесло!
(21) Лишь изредка, обряд печальный
(22) Свершая в полуночный час,
(23) Металла голос погребальный
(24) Порой оплакивает нас!
→ Узнать ответ
22. Укажите строки, в которых есть сравнение. Оценивается полностью верный ответ.
(1) Часов однообразный бой,
(2) Томительная ночи повесть!
(3) Язык для всех равно чужой
(4) И внятный каждому, как совесть!
(5) Кто без тоски внимал из нас,
(6) Среди всемирного молчанья,
(7) Глухие времени стенанья,
(8) Пророчески-прощальный глас?
(9) Нам мнится: мир осиротелый
(10) Неотразимый Рок настиг –
(11) И мы, в борьбе, природой целой
(12) Покинуты на нас самих.
(13) И наша жизнь стоит пред нами,
(14) Как призрак на краю земли,
(15) И с нашим веком и друзьями
(16) Бледнеет в сумрачной дали…
(17) И новое, младое племя
(18) Меж тем на солнце расцвело,
(19) А нас, друзья, и наше время
(20) Давно забвеньем занесло!
(21) Лишь изредка, обряд печальный
(22) Свершая в полуночный час,
(23) Металла голос погребальный
(24) Порой оплакивает нас!
→ Узнать ответ
23. Укажите строку, в которой есть метафора со значением «звук колокола».
(1) Часов однообразный бой,
(2) Томительная ночи повесть!
(3) Язык для всех равно чужой
(4) И внятный каждому, как совесть!
(5) Кто без тоски внимал из нас,
(6) Среди всемирного молчанья,
(7) Глухие времени стенанья,
(8) Пророчески-прощальный глас?
(9) Нам мнится: мир осиротелый
(10) Неотразимый Рок настиг –
(11) И мы, в борьбе, природой целой
(12) Покинуты на нас самих.
(13) И наша жизнь стоит пред нами,
(14) Как призрак на краю земли,
(15) И с нашим веком и друзьями
(16) Бледнеет в сумрачной дали…
(17) И новое, младое племя
(18) Меж тем на солнце расцвело,
(19) А нас, друзья, и наше время
(20) Давно забвеньем занесло!
(21) Лишь изредка, обряд печальный
(22) Свершая в полуночный час,
(23) Металла голос погребальный
(24) Порой оплакивает нас!
→ Узнать ответ
24. Найдите эпитет в строках 13–16.
(13) И наша жизнь стоит пред нами,
(14) Как призрак на краю земли,
(15) И с нашим веком и друзьями
(16) Бледнеет в сумрачной дали…
Запишите эпитет в той же форме, что и в тексте (одно слово).
Ответ, записанный в другой форме, с ошибкой или опечаткой, засчитываться не будет.
→ Узнать ответ
25. Какой тип (типы) рифмы используется(-ются) в данном стихотворении?
Оценивается полностью верный ответ.
мужская
женская
холостая
дактилическая
→ Узнать ответ
26. Укажите ВСЕ номера строк, образующих антитезу. Оценивается полностью верный ответ.
(1) Часов однообразный бой,
(2) Томительная ночи повесть!
(3) Язык для всех равно чужой
(4) И внятный каждому, как совесть!
(5) Кто без тоски внимал из нас,
(6) Среди всемирного молчанья,
(7) Глухие времени стенанья,
(8) Пророчески-прощальный глас?
(9) Нам мнится: мир осиротелый
(10) Неотразимый Рок настиг –
(11) И мы, в борьбе, природой целой
(12) Покинуты на нас самих.
(13) И наша жизнь стоит пред нами,
(14) Как призрак на краю земли,
(15) И с нашим веком и друзьями
(16) Бледнеет в сумрачной дали…
(17) И новое, младое племя
(18) Меж тем на солнце расцвело,
(19) А нас, друзья, и наше время
(20) Давно забвеньем занесло!
(21) Лишь изредка, обряд печальный
(22) Свершая в полуночный час,
(23) Металла голос погребальный
(24) Порой оплакивает нас!
→ Узнать ответ
27. Какая фигура использована в строках 4, 11, 13, 15, 17?
Ответьте одним словом в именительном падеже единственном числе.
→ Узнать ответ