Ответы и варианты для 10 класса региональная диагностическая работа РДР 2023 по обществознанию 10 класс 30 ноября 2023 для всех школьников Московской области.
Скачать реальные ответы и варианты
На выполнение работы по обществознанию отводится 90 минут с учетом перерыва 15 мин. Работа содержит 18 заданий. Ответом на каждое из заданий 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16 является последовательность цифр в порядке возрастания. Ответ на задания 3, 5, 7, 11, 14 необходимо вписать в таблицу. В заданиях 17 и 18 необходимо прочитать текст и выполнить задания к нему.
Региональная диагностическая работа по обществознанию 10 класс проводится в целях определения уровня освоения обучающимися 10-х классов общеобразовательных организаций курса обществознания 6 – 9 классов, а также курса обществознания в 10 классе за период обучения на момент проведения работы, выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
Модель контрольных измерительных материалов по обществознанию отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания. Объектами контроля выступают требования к результатам обучения, закреплённые во ФГОС, и дидактические единицы знаний.
Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как: распознавание, извлечение информации; классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте); оценка и др.
Содержание и структура диагностической работы
Работа включает в себя 18 заданий базового, повышенного уровней сложности. Региональная диагностическая работа состоит из двух частей, каждая из которых включает: — часть 1 – разделы «Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных отношений в РФ»; — часть 2 – задания с развернутым ответом по всем разделам курса.
Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр. При проверке за каждое из заданий 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16 выставляется 2 балла, если ответ правильный. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, в ответе каждый символ стоит на своём месте, лишние символы отсутствуют. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
При проверке за каждое из заданий 3, 5, 7, 11, 14 правильный ответ на задания оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы. Задание 17 повышенного уровня сложности является комплексным, оценивается в соответствии с критериями оценивания. Максимальный балл за выполнение всего задания – 7 баллов. Задания 17.1 и 17.2 оцениваются в соответствии с критериями 1 баллом при правильном ответе. Задание 17.3 оценивается в соответствии с критериями оценивания 5 баллами при полном правильном ответе, выставляется по 1 баллу за каждый правильный элемент ответа. Задание 18 повышенного уровня сложности оценивается в соответствии с критериями оценивания. Максимальный балл за выполнение всего задания – 5 баллов.
Задания представляют следующие разделы курса: «Человек и общество» (задания 1–3), «Сфера духовной культуры» (задания 4–5), «Экономика» (задания 6, 7), «Социальная сфера» (задания 8, 9), «Сфера политики и социального управления» (задания 10-12), «Право» , «Правовое регулирование общественных отношений в РФ» (задания 13-15). Задания 16, 17, 18 имеют различное содержание в разных вариантах и охватывают все разделы курса.
На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте представлено сочетание заданий, которые в совокупности включают все разделы курса.
Задания и ответы с демоверсии
Задание 1. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека: 1. биологические; 2. физиологические; 3. социальные; 4. органические; 5. естественные; 6. эстетические. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 2. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания. 1. Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна. 2. Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов. 3. Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики. 4. Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал. 5. Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
Задание 3. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета; Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа; B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета; Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств; Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся.
Задание 4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и запишите цифры, под которыми они указаны: 1. учёт индивидуальных особенностей школьников; 2. сокращение учебного времени на музыкальное образование; 3. компьютеризация образовательного процесса; 4. преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям; 5. повышение внимания к изучению иностранных языков; 6. введение дополнительного курса по истории культуры.
Задание 5. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей; Б) направленность на практически полезный результат – различные блага; В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности; Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе; Д) приобретение знаний и навыков, необходимых для успешной жизнедеятельности.
Задание 6. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру, и запишите цифры, под которыми они указаны: 1. высокая содержательная сложность; 2. демократизм; 3. ориентация на узкий круг ценителей; 4. широкая рекламная кампания; 5. направленность на получение коммерческой выгоды; 6. творческое самовыражение автора.
Задание 7. Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. A) господство сельского натурального хозяйства; Б) доминирование промышленных технологий; B) господство общинной собственности; Г) преобладание ручных орудий труда; Д) развитие расширенного воспроизводства.
Задание 8. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север — Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах. 2. Деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом. 3. Предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта. 4. Сокращение расходов на преодоление безграмотности. 5. Разработка программ поставок оружия. 6. Ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу.
Задание 9. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны: 1. бойкот; 2. аплодисменты; 3. насмешка; 4. выговор; 5. комплименты; 6. улыбка.
Задание 10. В структуре экономики страны Z в равной мере представлены промышленность и сельское хозяйство. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Преобладание интенсивных факторов экономического роста. 2. Директивное ценообразование. 3. Государственная собственность на большинство средств производства. 4. Развитая инфраструктура. 5. Необходимость решать проблему ограниченности ресурсов. 6. Централизованное управление экономикой.
Задание 11. Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) акцизный сбор; Б) обслуживание госдолга; В) подоходный налог с граждан; Г) социальные выплаты; Д) процент по государственным облигациям.
Задание 12. Найдите в приведенном ниже списке формы территориально-государственного устройства и выберите цифры, под которыми они указаны: 1. диктатура; 2. республика; 3. демократия; 4. унитарное государство; 5. монархия; 6. федерация.
Задание 13. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности. 1. указание своей национальности; 2. сохранение исторического и культурного наследия; 3. участие в выборах органов власти; 4. уплата налогов; 5. свободное распоряжение своими способностями к труду; 6. пользование родным языком.
Задание 14. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. A) объявление амнистии; Б) осуществление управления федеральной собственностью; B) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; Г) осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан; Д) осуществление мер по охране общественного порядка, борьбе с преступностью.
Задание 15. Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и укажите цифры, под которыми они указаны: 1. невыполнение издательством условий договора с автором романа; 2. захват заложников в здании школы; 3. курение студентами в здании университета; 4. нарушение правил пожарной безопасности; 5. сброс отходов производства в реку; 6. невыплата кредита банку.
Задание 16. Степану 14 лет, Ивану 12 лет. Какие из приведённых ниже действий Степан вправе осуществлять самостоятельно, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми они указаны 1. вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами; 2. быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению своего места жительства при разводе родителей; 3. совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения; 4. осуществлять права автора музыкального произведения; 5. заключать трудовой договор (работа курьера); 6. распоряжаться заработной платой и иными доходами.
17.1. Какие три признака революции выделяет автор?
17.2. Какой из этих признаков характерен для такой формы общественных изменений как реформа?
17.3. Внимательно прочитайте текст и на основе текста определите, какие из приведенных суждений являются верными, а какие – неверными.
18.1. К какому типу общества можно отнести страну Z?
18.2. Какой фактор производства является основным для развития экономики страны Z?
18.3. Какая форма правления существует в стране Z?
18.4. Каким термином можно охарактеризовать процесс, описанный в третьем предложении?
18.5. Как измениться сфера занятости рабочей силы при развитии модернизационных процессов в стране Z?