Варианты и ответы на все задания для диагностики МЦКО по читательской грамотности 6 класс 8, 9 ноября 2023 официальная диагностическая работа для школьников Москвы и Московской области.
Диагностическая работа проводится с целью определения у обучающихся 6-х классов уровня сформированности функциональной грамотности в части читательской грамотности. Оценка функциональной (читательской) грамотности направлена на выявление условий успешного обучения обучающихся в основной школе. Период проведения – ноябрь.
Время выполнения диагностической работы – 40 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Содержание и структура диагностической работы
Диагностическая работа направлена на проверку универсальных учебных действий (УУД) по работе с информацией и чтению, являющихся составной частью метапредметных (познавательных) умений. Одновременно с этим в диагностической работе актуализируются предметные умения по разделу курса русского языка «Текст».
Для проведения диагностической работы используются варианты, которые построены по единому плану. Каждый вариант включает в себя четыре текста (информационные/научно-популярные/художественные), не связанных тематически, и группы заданий к ним.
Каждый вариант диагностической работы состоит из 11 заданий: 5 заданий с выбором ответа, 5 заданий с кратким ответом, 1 задание с развёрнутым ответом, в котором требуется самостоятельно написать развёрнутый ответ. Проверяемые диагностикой умения представлены в таблице.
В демонстрационном варианте представлены примерные типы и форматы заданий диагностической работы для независимой оценки уровня подготовки обучающихся, не исчерпывающие всего многообразия типов и форматов заданий в отдельных вариантах диагностической работы.
Демонстрационный вариант в компьютерной форме размещён на сайте МЦКО в разделе «Компьютерные диагностики» http://demo.mcko.ru/test/.
Задания и ответы с демоверсии
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) Арбат – старейший район Москвы, который когда-то был всего лишь его пригородом. (2) Раньше здесь жили ремесленники, которые обеспечивали потребности великокняжеского двора. (3) Позже тут появились окружённые зеленью особняки. (4) Такие дома-усадьбы с особыми архитектурными элементами и создали неповторимый колорит района (например, усадьба князя В.А. Хованского, усадьба А.Д. Негуневой – Е.А. Ивановой – П.Н. Иванова, в которой некоторое время жил и творил писатель Лев Толстой).
(5) Арбат – не застывший памятник истории. (6)… это живое, постоянно меняющееся пространство. (7) В 1908 году по Арбату был запущен электрический трамвай, в 1909-м появился кинотеатр «Художественный», а в 1921 году открылся театр имени Е.Б. Вахтангова. (8) Особенностью самой улицы Арбат является то, что с 1986 года она стала полностью пешеходной.
(9) Гуляя по Арбату, вы откроете для себя много интересного. (10) Вот ресторан «Прага», в котором Лев Толстой проводил общественные чтения романа «Воскресение». (11) В одном из переулков вы увидите дом поэта-песенника Булата Окуджавы. (12) А вот скульптура «Пушкин и Натали» как память о том, что в доме напротив несколько месяцев прожили молодожёны.
1. Какое слово (сочетание слов) необходимо вставить на место пропуска в предложении 6? 1) Тем не менее 2) К тому же 3) Иными словами, 4) Ещё
2. Выберите два верных утверждения на основе информации, полученной из прочитанного текста.
1) По улице Арбат до сих пор ходят электрические трамваи.
2) Каждая эпоха вносит изменения во внешний облик и назначение Арбата.
3) Ярким район Арбат делают парки и скверы.
4) Улица Арбат всегда была пешеходной.
5) В районе Арбат жил поэт Булат Окуджава.
3. Опираясь на информацию из текста, выберите картинки с изображением объектов района Арбат, связанных с именем Л.Н. Толстого, и переместите их в пустые ячейки при помощи компьютерной мыши.
Прочитайте текст и выполните задания 4–6.
(1)<…>Но попробуем задуматься о том, что же это на самом деле значит – быть вежливым? Это важно, ведь представления о вежливости есть во всех без исключения культурах, во всех человеческих обществах, известных нам на сегодняшний день.
(2) Вежливость – это некоторый способ вести себя по отношению к другим людям. Можно даже сказать – способ общаться с другими людьми. Отсюда следует важный вывод: вежливость связана с общением, а значит, и с языком.
(3) Все мы знаем, что вежливый человек специально употребляет некоторые «вежливые» слова: «спасибо», «пожалуйста», «простите». Эти слова почти ничего другого и не выражают, как только наше желание сообщить другому человеку о вежливом отношении к нему. Кроме того, вежливость часто проявляется в том, как человек обращается к другим людям, как он их называет: по имени или по имени и отчеству, на ты или на вы. (По В.А. Плунгяну)
4. Укажите, какое из предложений должно быть первым в тексте.
1) Давайте задумаемся над понятием «вежливость».
2) Вежливость – это настоящее искусство.
3) Вежливый человек должен уважительно относиться ко всем людям.
4) С детства нас учат вежливости.
5. В таблице, приведённой ниже, передано основное содержание каждого абзаца текста. Укажите номер абзаца, содержание которого передано с искажением смысла.
6. Рассмотрите рисунок. Составьте по рисунку небольшой содержательный диалог (5–7 реплик), в котором его участники проявляли бы вежливость по отношению друг к другу.
Прочитайте текст и выполните задания 7–10.
В комнате, чтоб не скучно было, нужны разные вещи: игрушки, книги, цветные карандаши. А у океана ни книг, ни игрушек не надо. Куда ни взглянешь – всё забава… К обнажённым камням какие-то рубчатые ракушки присосались.
Хоть кряхти, хоть ногти себе обломай, ни за что не оторвёшь. В лужицах у подножья скалы крошечные крабы в испуге в пёстрые камушки зарываются. Им очень страшно. Стоит над ними девочка, ногой по воде шлёпает. А океан куда-то ушёл, и спастись негде! Соня осторожно переползла с камня на камень. Она очень боялась, чтобы из густых водорослей её за ногу омар не ущипнул.
Соня вернулась на берег и собрала драгоценную коллекцию камушков: обточенный волной кирпичный обломок, чёрный-пречёрный глазок с белым зрачком, лиловую сосульку, розовую рогульку. Полный кармашек набрала. (По Саше Чёрному)
7. Выберите заглавие, которое наиболее точно отражает содержание текста.
1) Исследование девочкой растительного мира побережья
2) Страх Сони перед неизведанным
3) На дне чарующего океана
4) Интересное путешествие по берегу
8. Определите тип речи, использованный в первом абзаце текста.
1) описание
2) повествование
3) рассуждение
9. Из текста выпишите слово со значением «имеющий ребристую поверхность».
10. В тексте автор использовал фразеологизм КУДА НИ ВЗГЛЯНЕШЬ. Выберите два синонима к данному фразеологизму.
1) назад
2) вперёд
3) повсюду
4) всегда
5) везде
6) постоянно
Ответы: