Ответы на все задания для 7 и 8 класса олимпиада по литературе 26 октября 2023 ВСОШ муниципального этап официальной всероссийской олимпиады школьников Москвы. На выполнение заданий 7-8 классов будет отведено 180 минут.
Скачать ответы на все задания (уже решили)
Ответы для 7 класса
Задание 1.ТОПОС/ЛОКУС
Даны иллюстрации к двум произведениям русской литературы. Все иллюстрации относятся к одному произведению, и лишь одна из них (лишняя) к другому.
11 Топос/локус (греч./лат., часто – термин) означает место.
Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы.
1.1. Назовите фамилию автора/авторов и названия произведений, представленных на иллюстрациях.
2.2.
2.1.2.1. Определите лишнюю иллюстрацию. Запишите в ответе соответствующую букву.
2.2.2.2. Обоснуйте свой выбор, сравнив лишнюю иллюстрацию с другими. После определения лишней иллюстрации не учитывайте её в работе над дальнейшими заданиями.
3.3. Назовите место, где оказались герои произведения, изображённые на иллюстрациях.
4.4. Куда возвращаются герои в конце произведения? Назовите место (город, посёлок, деревня) и название улицы, где жили два главных героя.
5.5. Расположите иллюстрации (исключая лишнюю) в правильном порядке в соответствии с развитием сюжета. В ответе запишите соответствующую последовательность букв. Учитывается полностью верный ответ.Перед своим ответом пишите НОМЕР ВОПРОСА, на который отвечаете.
Задание 2. [25 баллов] ДИАЛОГ САДА С ГРОЗОЙ
Прочитайте стихотворение.
Евгений Александрович Евтушенко (1932–2017)
ОЖИДАНИЕ
В прохладу волн загнав
стада коров мычащих,
сгибает стебли трав
жара в застывших чащах.
Прогретая гора
дымится пылью склонов.
Коробится кора
у накалённых клёнов.
Изнемогли поля,
овраги истомились,
и солнцу тополя
уже сдались на милость.
Но всё-таки тверды,
сильны и горделивы
чего-то ждут сады,
и ждут чего-то нивы.
Пусть влага с высоты
ещё не стала литься,
но ждут её сады,
и ею бредят листья.
Пускай повсюду зной,
и день томится в зное,
но всё живёт грозой,
и дышит всё грозою.
1951
Напишите краткий диалог сада с приближающейся грозой до начала грозы и после того, как ожидание непогоды закончилось и разразилась гроза.
Обратите внимание, что сначала измождённый от зноя сад может едва-едва шептать слова-просьбы, молящие грозу и дождь наконец-то начаться (смотрите текст стихотворения и отталкивайтесь от него в создании реплик). А реплики грозы после начавшегося дождя, скорее всего, будут громогласными, подобными грозовым раскатам. Сад, например, может по-прежнему шептать и/или благодарно отвечать грозе негромко либо, наоборот, громкими, радостными возгласами. Для выразительности реплик или возгласов/шёпота вы можете использовать соответствующие знаки препинания (например, многоточия, восклицательные знаки и пр.) и/или повторяющиеся синтаксические конструкции (но в то же время избегайте чрезмерного их использования).
Оцениваются: количество реплик каждого персонажа (не менее 3-х), содержательность (смысловая цельность, последовательность и речевая связность диалога), яркая и выразительная речь (наличие тропов: эпитетов, метафор, олицетворений), богатство словаря (например, наличие синонимов, антонимов, а также богатый и разнообразный синтаксис), грамотность (отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок).Объём текста – от 50 до 100 слов (указание на объём условно).
Задание 3.[35 баллов] РАЗВЁРНУТОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Прочитайте рассказ Юрия Яковлева «Забор с голубым глазом». Данный рассказ построен на художественном приёме олицетворения, которое развивается по ходу сюжета. Также автор сочиняет неожиданный финал, благодаря которому читатель узнаёт, что сказочный (фантастический) неживой персонаж замещается живым и реальным героем: фантастика, оказывается, имеет вполне реальные основания и причины.
Юрий Яковлевич Яковлев (1922–1995)
ЗАБОР С ГОЛУБЫМ ГЛАЗОМ
Я шёл вдоль бесконечного голубого забора и постукивал палкой по теснинам. Теснины были сухие, некрашеные и серебрились на солнце, а от ударов звучали на разные лады, как клавиши ксилофона.
Неожиданно откуда-то раздался голос:
– Тише ты!
Голос остановил меня. Я огляделся. Никого вокруг не было. Я снова ударил по забору. И забор недовольно крикнул:
– Тебе же сказали!
Вот тебе и говорящий забор. Я стал внимательно рассматривать его и в одной из тесин обнаружил дыру от выпавшего сучка. Из этой дыры на меня смотрел большой внимательный глаз.
Оказывается, забор не только разговаривал, но и смотрел.
– Ты кто такой? – спросил я.
Глаз моргнул, словно огонёк погас и зажёгся снова.
– Гоша, – ответил он.
Я приблизился к глазу и стал его рассматривать. В самом центре его горела чёрная точка – зрачок. Она была окружена голубовато-чёрным райком, а дальше шла ясная, без единого пятнышка голубизна. Казалось, это было маленькое голубое небо с маленьким чёрным солнцем, но это чёрное солнце излучало свет, ровный, спокойный. А вокруг чёрного солнышка была солнечная корона, состоящая из маленьких кристалликов.
– Что ты смотришь на меня? – спросил глаз. – То палкой бил, то смотришь.
Он моргнул, и чёрное солнышко уменьшилось, словно глаз прицеливался.
– Никогда не видел заборов с глазами, – пробормотал я.
– Покажи свою собаку, – попросил глаз – Гоша.
– Смотри на здоровье, – ответил я, и тут только смекнул, что собака ниже глаза, и я отошёл с ней подальше от забора, чтобы глаз мог рассмотреть её.
– Ты старый, и у тебя мало волос, – сказал глаз. Он, оказывается, рассматривал меня. – А я думал, что ты мальчишка… раз бьёшь палкой по забору.
Голос у Гоши был густой, низкий, при этом мальчик слегка шепелявил, вероятно, у него не хватало зубов.
Я спросил:
– Зубы-то у тебя есть?
– Есть, – ответил он. – Есть зубы. Только впереди двух нет.
– А ты откуда взялся? – спросил я.
– Я в детском саду, – объяснил глаз. – Нас вывезли.
Глаз моргнул. Забор был большой и плотный. Он был безжизненный, но глаз оживлял его. Маленького голубого глаза хватало на такой большой забор.
– Больше не буду бить по забору палкой, – сказал я.
– Жаль, что ты старый, – отозвался глаз. – Со старым неинтересно играть. Ты давно уже старый?
Я пожал плечами.
– У нас тётя Дуся тоже старая. Ей двадцать лет.
Я усмехнулся.
– Тебе тоже двадцать? – спросил глаз.
– Побольше.
– Ты что – очень старый? – решил глаз.
– Суди сам.
– Зато у тебя собака, – утешил меня Гоша. – Как её зовут?
– Зной.
– Зной! – позвал глаз.
Зной подошёл к забору, встал на задние лапы, а передними упёрся в тесину. При этом забор скрипнул. Зной стал дышать в глаз.
– Ты не бойся, – сказал я.
– Я не боюсь.
Вот, оказывается, какой бесстрашный глаз у забора.
– Я когда подрасту, перелезу через забор, – сказал глаз.
– А я думал – ты сам забор. Забор с голубым глазом. Он, видимо, не понял моей шутки, потому что сказал:
– У заборов не бывает глаз.
– А у этого забора есть.
– Это мой глаз… Я сейчас уйду.
– Подожди!
Глаз промолчал. Он внимательно смотрел на меня из своей необычной деревянной глазницы. И я чувствовал неловкость под пристальным взглядом голубого глаза.
Он вдруг сказал:
– Отойди в сторону, а то поезд не виден.
Тут только я уловил дробный звук приближающегося поезда. Я сделал шаг в сторону. Поезд приближался. Он пропел каким-то грустным буйволиным голосом. И сразу замелькали стеклянные квадраты окон. Они мчались мимо забора. И вероятно, в каждом из них отражался голубой глаз.
Когда поезд промчался и его гул замер за последним вагоном, глаз позвал меня:
– Ты не ушёл?
– Стою.
– Стой, стой. Только я тебя не вижу. Покажись.
Я показался.
– Тут всегда пасётся коза, – сказал мне мальчик. – А сегодня вместо козы – ты.
– Где же коза?
– У неё козлята. Она скоро придёт с козлятами… А под белым камнем черви для рыбы.
Действительно, на земле лежал пригретый на солнце белый камень. Я слегка сдвинул его носком ботинка. Всё было правильно: под камнем были дождевые черви. – А за поездом, – продолжал свой рассказ голубой глаз забора, – лес. Там ночью спит солнце.
Я удивлённо посмотрел на глаз и почувствовал, что от него исходит какое-то трепетное свечение. Глаз освещал мир, и в его свете всё вокруг теряло обыденность и становилось прекрасным, начинало жить жизнью, которую наши глаза давно уже не замечали. И я подумал, что в маленькую дырку в заборе этот глаз может увидеть больше, чем мы, взрослые, для которых не существует заборов.
– Что ты молчишь? – прервал он моё раздумье.
– Думаю.
Глаз заморгал. Он не понял слова «думаю». Вероятно, это слово пока что заменяло ему другое слово: «живу».
– Мой папа живёт там, где солнце спит всю зиму, – неожиданно сказал он мне. – Он скоро приедет, и мы пойдём с ним смотреть козлят… козы.
– Тебе не скучно? – спросил я.
– Меня скоро спать позовут, – ответил он.
Видимо, слово «скучно» напоминало ему слово «спать».
– Я пойду.
– Подожди.
Не отпускал меня голубой глаз забора.
– Подожди, я расскажу тебе про красную шапочку и серого волка.
– Давай!
– Волк съел бабушку… А если бы он съел меня, я бы у него в животе проделал дырочку и всё видел бы.
– Это ты здорово придумал!
– Только волка нет… Но мы с папой найдём волка. Он нас обоих съест. Вот будет весело!
И глаз засмеялся.
– Ты приходи, может быть, он и тебя съест. И мы будем вместе смотреть в дырочку… Ты не собираешь косточки от компота?
Я покачал головой. И тут где-то вдалеке послышался женский голос:
– Гоша!.. Гоша Савельев!
Глаз исчез. И сразу забор стал серым, глухим и слепым. Обыкновенным, неодушевлённым забором. Без глаз, без голоса. Без мыслей. Только на этом месте осталась дырка, а над ней волокно древесины, изогнутое бровью. А чуть пониже – капля смолы. Засохшая, ставшая серебряной слезой.
Я подошёл ближе, нагнулся и заглянул в дырочку в надежде увидеть хозяина голубого глаза. Но никого не увидел. Передо мной был скучный двор, дом с ровными рядами окон. На земле валялась сломанная лопатка. Подальше, на верёвке, сушилось бельё: маленькие штанишки и рубашки. Ничего интересного не увидел мой глаз, превратившись в глаз забора. Видимо, забору живётся куда интереснее, когда ему на время дарит свой глаз маленький Гоша, у которого не хватает двух передних зубов и который вместо слова «думаю» ещё употребляет слово «живу».
1976
Задание.
Сочините собственную оригинальную историю, используя тот же художественный приём развёрнутого фантастического (сказочного) олицетворения, реальность которого выясняется только в финале вашей истории (как это происходит в рассказе Юрия Яковлева). Вынесите в название сочинённого рассказа придуманное вами олицетворение. (Можете использовать следующие предложенные нами варианты: «Поющие двери», «Крикливое окно», «Дрожащая стена» – или сочинить своё название в соответствии с придуманным вами оригинальным сюжетом истории.) Опишите портрет фантастического (сказочного) персонажа, который в финале превращается в живого и реального героя/героев.
Оцениваются: содержательность (смысловая цельность, последовательность изложения сюжета, неожиданный и логичный финал, использование приёма развёрнутого олицетворения в качестве основы сюжета, яркие детали портрета «неживого» персонажа, который обладает характером, речевыми характеристиками), оригинальность вашей художественной фантазии, богатство речи, грамотность (отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок).
Объём текста примерно 100–250 слов. Текст объемом менее 50 слов будет оцениваться нулем баллов.
Ответы для 8 класса
Задание 1. ТОПОС/ЛОКУС 11
Рассмотрите иллюстрации к двум частям произведения русской литературы и ответьте на вопросы.
11 Топос/локус (греч./лат., часто – термин) означает место.
1.1. Назовите имя, отчество, фамилию автора и названия двух частей произведения, к которым относятся данные иллюстрации.
2.2. Какая иллюстрация относится к данному ниже отрывку? В ответе запишите только букву (А, Б, В, Г, Д).
Шли долго, долго… Наконец
Дверь визгнула – и вдруг
Пред нею он… живой мертвец…
Пред нею – бедный друг!
Упав на грудь ему, она
Торопится спросить:
«Скажи, что делать? Я сильна
Могу я страшно мстить!
Достанет мужества в груди,
Готовность горяча,
Просить ли надо?..» – Не ходи,
Не тронешь палача! –
«О милый! что сказал ты? Слов
Не слышу я твоих.
То этот страшный бой часов,
То крики часовых!
Зачем тут третий между нас?..»
Наивен твой вопрос.
3.3. Распределите иллюстрации по двум частям произведения. Расположите иллюстрации в правильном порядке в соответствии с последовательностью развития сюжета для каждой из частей произведения. В ответе запишите только соответствующую последовательность букв.
4.4. Рассмотрите иллюстрацию Г. Назовите город, в котором оказались персонажи произведения, и фамилию мужчины на иллюстрации.
5.5. В каком городе разворачивается действие, запечатлённое на иллюстрации А?
6.6. Поясните (одним-двумя предложениями), что происходит на иллюстрации В.Перед каждым ответом пишите НОМЕР ВОПРОСА, на который отвечаете.
Задание 2.[25 баллов] ДИАЛОГ ПОЭТОВ РАЗНЫХ ЭПОХ
Прочитайте стихотворение.
Белла Ахатовна Ахмадулина (1937–2010)
СВЕЧА
Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твоё перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
всё чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займёшься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.
1960
Задание.
Напишите краткий диалог поэтессы Беллы Ахмадулиной с Пушкиным при свете свечи / электрической люстры / люминесцентной лампы / торшера. Сочините, что могла бы сказать поэту начала XIX века поэтесса середины ХХ – начала XXI века. Какие незнакомые Пушкину вещи и/или явления ХХ – начала XXI века могли бы удивить поэта и вызвать его ответные вопросы? Например, шариковая ручка в руках поэтессы, и/или мышка с экраном компьютера, и/или мобильный телефон / планшет, и/или иные незнакомые поэту XIX века детали быта / интерьера. (Обратите внимание на детали стихотворения, которые могут стать предметами диалога поэтов: перо, грамота (бумага), почерк, свеча.)
Оцениваются: количество реплик каждого персонажа (не менее 3-х), содержательность (смысловая цельность, последовательность и речевая связность диалога), яркая и выразительная речь (наличие тропов: эпитетов, метафор, олицетворений), богатство словаря (например, наличие синонимов, антонимов, а также богатый и разнообразный синтаксис), грамотность (отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок).Объём текста – от 100 до 250 слов (указание на объём условно).
Задание 3. [35 баллов] МЕТАФОРА И ЦВЕТОВОЙ ЭПИТЕТ
Прочитайте рассказ М.М. Пришвина «Синий лапоть»
Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954)
СИНИЙ ЛАПОТЬ
Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин, для грузовиков, для телег и для пешеходов. Сейчас пока для этого шоссе только лес вырубили коридором. Хорошо смотреть вдоль по вырубке: две зелёные стены леса и небо в конце. Когда лес вырубали, то большие деревья куда-то увозили, мелкий же хворост – грачевник – собирали в огромные кучи. Хотели увезти и грачевник для отопления фабрики, но не управились, и кучи по всей широкой вырубке остались зимовать.
Осенью охотники жаловались, что зайцы куда-то пропали, и некоторые связывали это исчезновение зайцев с вырубкой леса: рубили, стучали, гомонили и распугали. Когда же налетела пороша и по следам можно было разглядеть все заячьи проделки, пришёл следопыт Родионыч и сказал:
– Синий лапоть весь лежит под кучами Грачевника.
Родионыч, в отличие от всех охотников, зайца называл не «косым чёртом», а всегда «синим лаптем»; удивляться тут нечему: ведь на чёрта заяц не более похож, чем на лапоть, а если скажут, что синих лаптей не бывает на свете, то я скажу, что ведь и косых чертей тоже не бывает.
Слух о зайцах под кучами мгновенно обежал весь наш городок, и под выходной день охотники во главе с Родионычем стали стекаться ко мне.
Рано утром, на самом рассвете, вышли мы на охоту без собак: Родионыч был такой искусник, что лучше всякой гончей мог нагнать зайца на охотника. Как только стало видно настолько, что можно было отличить следы лисьи от заячьих, мы взяли заячий след, пошли по нему, и, конечно, он привёл нас к одной куче грачевника, высокой, как наш деревянный дом с мезонином. Под этой кучей должен был лежать заяц, и мы, приготовив ружья, стали все кругом.
– Давай, – сказали мы Родионычу.
– Вылезай, синий лапоть! – крикнул он и сунул длинной палкой под кучу.
Заяц не выскочил. Родионыч оторопел. И, подумав, с очень серьёзным лицом, оглядывая каждую мелочь на снегу, обошёл всю кучу и ещё раз по большому кругу обошёл: нигде не было выходного следа.
– Тут он, – сказал Родионыч уверенно. – Становись на места, ребятушки, он тут. Готовы?
– Давай! – крикнули мы.
– Вылезай, синий лапоть! – крикнул Родионыч и трижды пырнул под грачевник такой длинной палкой, что конец её на другой стороне чуть с ног не сбил одного молодого охотника.
И вот – нет, заяц не выскочил!
Такого конфуза с нашим старейшим следопытом ещё в жизни никогда не бывало: он даже в лице как будто немного опал. У нас же суета пошла, каждый стал по-своему о чём-то догадываться, во всё совать свой нос, туда-сюда ходить по снегу и так, затирая все следы, отнимать всякую возможность разгадать проделку умного зайца.
И вот, вижу, Родионыч вдруг просиял, сел, довольный, на пень поодаль от охотников, свёртывает себе папироску и моргает, вот подмаргивает мне и подзывает к себе. Смекнув дело, незаметно для всех подхожу к Родионычу, а он мне показывает наверх, на самый верх засыпанной снегом высокой кучи грачевника.
– Гляди, – шепчет он, – синий-то лапоть какую с нами штуку играет.
Не сразу на белом снегу разглядел я две чёрные точки – глаза беляка и ещё две маленькие точки – чёрные кончики длинных белых ушей. Это голова торчала из-под грачевника и повёртывалась в разные стороны за охотниками: куда они, туда и голова.
Стоило мне поднять ружьё – и кончилась бы в одно мгновение жизнь умного зайца. Но мне стало жалко: мало ли их, глупых, лежит под кучами!..
Родионыч без слов понял меня. Он смял себе из снега плотный комочек, выждал, когда охотники сгрудились на другой стороне кучи, и, хорошо наметившись, этим комочком пустил в зайца.
Никогда я не думал, что наш обыкновенный заяц-беляк, если он вдруг встанет на куче, да ещё прыгнет вверх аршина на два, да объявится на фоне неба, – что наш же заяц может показаться гигантом на огромной скале!
А что стало с охотниками? Заяц ведь прямо к ним с неба упал. В одно мгновенье все схватились за ружья – убить-то уж очень было легко. Но каждому охотнику хотелось раньше другого убить, и каждый, конечно, хватил, вовсе не целясь, а заяц живёхонький пустился в кусты.
– Вот синий лапоть! – восхищённо сказал ему вслед Родионыч.
Охотники ещё раз успели хватить по кустам.
– Убит! – закричал один, молодой, горячий.
Но вдруг, как будто в ответ на «убит», в дальних кустах мелькнул хвостик; этот хвостик охотники почему-то всегда называют цветком.
Синий лапоть охотникам из далёких кустов только своим «цветком» помахал.
1939
Задание.
Прочитанный вами рассказ М.М. Пришвина «Синий лапоть» построен на художественном приёме использования цветового эпитета (в том числе и в названии рассказа). Сочините собственную историю, в которой цветовой эпитет будет определять сюжет придуманного вами повествования. Действие рассказа будет происходить в лесу, обитатели которого (например, звери, птицы, насекомые, цветы, растения и пр.) послужат для вас поводом к цветовым импровизациям. Вынесите в заглавие сочинённого рассказа придуманный вами цветовой эпитет. (Можете использовать следующие предложенные нами варианты названий: «Алое поле», «Белое оперенье», «Рыжий хвост» – или сочинить своё название в соответствии с придуманным вами оригинальным сюжетом истории.) Опишите пейзаж/портрет выбранного вами персонажа (персонажей), с историей которого (которых) соотносится цветовой эпитет.
Оцениваются: содержательность (смысловая цельность, последовательность изложения сюжета, использование цветового эпитета в качестве основы сюжета), детали пейзажа или портрета персонажа ( возможно обладающего ярким характером / речевыми характеристиками), оригинальность вашей художественной фантазии, богатство речи, грамотность (отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок).
Объём текста примерно 100–250 слов. Текст объемом менее 50 слов будет оцениваться нулем баллов.